|
Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди.
Однако бытует мнение, что
Введение
13
Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас,
дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то
особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент,
когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про
такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в
реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает» ?..
Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души,
как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия
для психологической и педагогической работы, в которых эта способность
проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его
развитие.
Собственно, этот аспект стал осноюполагающим в создании концепции сказкотерапии.
Ибо сказкотерапия — это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в
которой могут проявляться потенциальные части личности.
Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными»
психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к
этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель,
собственно, и будете заниматься сказкотерапией.
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к
принципам гуманистической, позитивной терапии:
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается
проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и
отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление
потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит
преодоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных
форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра
альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается
14
Введение
множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность
проиграть, «прожить* как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем
больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он
адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии
стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б.
Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи
К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н.
Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи
Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А.
Захарова а также собственные разработки.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов:
психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов.
Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т.
Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых
областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы,
но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития,
исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные
заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с онкологическими больными
и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в
хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно
в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда,
сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...
Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с
арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее
связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией,
психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии
предполагают включение лучших элементов различных психологических и
педагогических разработок.
ГЛАВА 1. Истоки волшебства
достоинства сказок
Давайте попробуем понять, чем же привлекательны сказки для психологической,
терапевтической и развивающей работы. И привлечем для этого собственные
рассуждения, идеи коллег, опыт детского психотерапевта Бруно Беттельхейма,
изложенный им в книге «О пользе колдовства», и исследования Носсрата Пезешкяна.
1. Гпубинный смысп сказки и ее морапь не дидактичны
В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка ложь, да в ней
намек — добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то
психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши
действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и
желание сделать все наоборот.
В связи с этим хочется привести одно интересное наблюдение. Быть может, Вы
|
|