Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
60
Истоки волшебства
подростков или взрослых, ведущему полезнее не участвовать в процессе 
рассказывания, т.к. больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом 
рассказа и на основе этого проводя обсуждение. Для того чтобы достигнуть лучших 
результатов в работе, полезно использовать аудио- или видеозапись.
Вспоминается случай, который произошел на одном из семинаров по сказкотерапии в 
небольшом городке. Группа состояла, в основном, из женщин — методистов, 
40—50-летнего возраста. Это были удивительные русские женщины: они "держали на 
себе" не только свою семью с многочисленными проблемами, но и имели огромную 
профессиональную нагрузку. Конечно, понятия "расслабление", "отдых" занимали в 
их жизни не столь значительное место. Надо сказать, что они и не ощущали 
необходимость этого. Они рассказывали по кругу любимую многими сказку "Золушка".
 Рассказ предусмотрительно записывался на магнитофон. Наверное, Вы уже 
догадались, что значительную часть рассказа занимали "трудовые подвиги" Золушки.
 Сколько же у нее было работы! И как только она освобождалась и могла бы 
поехать на бал, находился новый грязный угол, требующий уборки. Никаких 
помощников у Золушки не было, она все делала сама. Каждая рассказчица 
"оттягивала" появление Феи и приезд Золушки на бал. Наконец, когда рке 
всевозможные виды домашних работ были переделаны, появилась Фея (явно отрывая 
Золушку от дел), дала Золушке платье и строго предупредила, что к полуночи она 
должна быть дома. Бал и знакомство с Принцем заняли в рассказе самое 
незначительное место: "Вот Золушка приехала на бал, там все веселились и 
танцевали. К ней подошел Принц, они стали танцевать. Но часы начали бить 
полночь. Поэтому Золушка побежала домой и по дороге потеряла туфельку". Как 
видите, даже сцена радости и романтики окрашена потерей. Зато дома Золушка 
вернулась к своим делам. Конечно, наша сказка закончилась хорошо. Но когда 
участницы семинара прослушали аудиозапись своего рассказа, они были поражены. 
"Боже мой, до чего мы себя доведи!" — воскликнули многие из них. В процессе 
рассказывания им даже не пришло в голову,

Направления сказкотерапии_______________________61
что в их сказке сильно смещены акценты. Прослушивание рассказанной сказки стало 
для группы своего рода катарсисом. Психологическая "броня" была "пробита", и 
участницы группы захотели изменений в своей жизни. Если бы я как ведущая группы 
сказала бы им в самом начале, как важно давать себе возможность расслабляться, 
получать удовольствие, гибко перемежать активность с созерцанием, то, скорее 
всего, столкнулась бы с мощной волной сопротивления (ведь в Питере жизнь 
намного легче, по их мнению (!)). Так нехитрый сказочный прием помог участницам 
группы САМИМ понять причины своих затруднений. Ведущий в данном случае — 
организатор СРЕДЫ, КОНТЕКСТА терапии, мягко подводящий группу к ОСОЗНАНИЮ.
С детьми занятие можно начать так: «Вы стоите у ворот Волшебной страны 
Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет 
рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако приказ Короля — закон. Я 
должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки, и доложить об этом Королю. 
Садитесь в крркок и расскажите мне сказку "..." (например, "Колобок"). Это 
любимая сказка нашего Короля. Рассказывать сказку будете таге. Ты — начинаешь, 
рассказываешь немного (лучше давать первое слово наиболее активному и 
раскрепощенному ребенку), а потом ты — (другой) продолжаешь. Так каждый из вас 
должен внимательно следить за тем, что рассказывают ваши друзья. И когда 
очередь дойдет до вас — вам нужно продолжить сказку. Последний — сказку 
заканчивает». Дети по очереди рассказывают по 2-3 фразы (по кругу). Если кто-то 
затрудняется, Страж тихонечко помогает ему. Когда сказка рассказана, Страж 
говорит: "Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну 
Рассказию. Заходите, вы можете сегодня немного погулять по ней, а в следующий 
раз кто-нибудь из наших жителей, а может и сам король, расскажет вам 
удивительные сказки". Дети могут "погулять" по Волшебной стране: послушать 
пение птиц, превращаться в животных, плескаться в "воде".

62
Истоки волшебства
б)  Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Процедура аналогична описанной выше. После того как сказка рассказана, 
участники группы придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку), 
причем последний рассказчик должен закончить сказку (в противном случае, сказка 
может продолжаться бесконечно, так и не дойдя до конца).
в)  Групповое придумывание сказки.
Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: "В некотором царстве, в 
некотором государстве..."), следующий участник группы присоединяет к сказанной 
фразе свою одну или две фразы (текст предыдущего участника не повторяется), и 
так далее. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три 
круга (т.е. каждый участник выступал в качестве сказочника не более 3 раз) и 
имела свой конец.
Например: придумывание и рассказывание детьми "нарисованной" сказки.
Это прием, позволяющий проработать следующие важные моменты:
?   развитие произвольной памяти и внимания
?   развитие фантазии и воображения
?   развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
?   развитие умения слушать
?   совершенствование навыков изобразительного творчества.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-