|
нркна веревка — она нам поможет переправляться через реку, горы, на ней можно
сушить белье, ей можно связать врага и еще много чего можно сделать с ее
помощью". С собой мы берем только ту вещь, которую мы можем использовать во
многих сказочных ситуациях». Дети, предлагая какую-либо вещь, должны назвать не
менее трех (а дети после 7 лет не менее пяти) вариантов ее использования в
сказочном путешествии. Тому, кто назвал больше всего вещей и больше всего
оригинальных вариантов их использования, хорошо дать маленький приз или жетон.
Подобные игры развивают у ребенка способность предвидеть последствия тех или
иных выборов и поступков, а также способность к обобщению и комбинированию.
Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии
способствует:
1. Развитию творческого (дивергентного) мышления ребенка.
2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно
формулировать свои мысли).
58
Истоки волшебства
3. Развитию фантазии, воображения.
4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению
причинно-следственных связей.
5. Развитию эмпатии и умению слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится
чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Однако детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому аналитические
занятия сказок полезно "разбавлять" другими сказочными приемами.
2. Рассказывание сказок
Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие
родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание
сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки
могут рассказывать и дети.
1. Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го
лица. Рассказывает взрослый.
В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед
своим мысленным взором выстроить, как кинофильм, образный ряд повествования.
"Вжиться" в героев сказки и передавать их интонации; вовремя делать паузы и
смысловые акценты.
Однако в рассказывании сказок есть свои подводные камни: каждый человек
пересказывает, рассказывает одну и ту же сказку и историю по-своему,
бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют
его актуальной проблематике. С одной стороны это может быть полезно для решения
психодиагностических задач — так как анализируя состояние рассказчика, его
выразительные средства, оговорки, незначительные изменения в сюжете и пр.,
можно составить психологический портрет человека (анализ механизма проекции). С
другой стороны самому рассказчику важно хорошо знать себя и то, что он может
"транслировать" слушателям: ведь рассказывая даже известную сказку, рассказчик
бессознательно переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои
ценности, и свою внутрен-
Направления, сказкотерапии
59
нюю проблематику. Для решения этой проблемы есть только один путь: изучать себя
и личностно развиваться.
Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем. Зная
смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию
человека (слушателя) или помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем,
психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом у
человека активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие
его личностному росту. Не надо говорить, что при этом подбираются сказки, сюжет
и проблематика которых максимально соответствуют целям психокоррекционной
работы.
Например. Ведущий может сказать: «Дорогие мои сказочные существа (или дети,
ребята), сегодня вы попали на Поляну Сказок. И я... (ведущий называет имя того
сказочного существа, в которого он "превратился") расскажу вам одну
удивительную историю. Было это так...» Далее ведущий рассказывает ту сказку,
которую он подготовил. Сказка может быть рассказана от 3-го или от 1-го лица. В
последнем случае ведущий выступает как очевидец и может описывать те чувства,
которые у него возникали в той или иной сказочной ситуации. Дети могут слушать
сказку в разных положениях: сидя в кружке, лежа с закрытыми глазами.
(Рассказывать сказку хорошо под спокойную музыку.)
2. Групповое рассказывание сказок.
В этом случае рассказчиком является не один
человек, а группа детей
(или взрослых и подростков).
а) Рассказывание известной всей группе сказки.
Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.
Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от
того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если
рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в
рассказывании (важно отметить, что такая форма работы может быть использована в
работе с детьми от 5,5-6 лет). Если рассказывание проводится в группе
|
|