|
расслаблению. Примером таких сказок могут быть "Сказки звездной страны
Зодиакалии" автора этих строк, "Волшебные истории планеты Магнолия" Галины
Азовцевой, имаготерапевтическая программа "Баиньки" Алены Лисиной, программа
"Солнышко" Татьяны Речицкой.
Направления сказкотерапии, формы работы со сказками
Сказкогерапия многопланова. Поэтому мы ее делим на несколько направлений, в
рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и
терапевтические задачи. И каждый специалист может выбрать себе по душе свою
форму работы со сказками.
1. Анапитическое направпение. Интерпретация сказок
Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и
проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В
основании направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в
себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных
проблем. Информация об этом "зашифрована" в сказочных образах. Использование
этого метода эффективно для развития дивергентного (творческого) мышления,
аналитико-синтетичес-ких способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет,
подростков и взрослых.
На нынешнем этапе развития сказкотерапии аналитическое направление представлено
в двух формах: исследовательской и терапевтической.
Исследовательская форма тесно связана с именами Карла Густава Юнга и его
ученицы, последовательницы — Марии Луизы фон Франц. "Расшифровка" глубинной,
архетипи-ческой природы сказочных образов дает нам возможность
48
Истоки волшебства
понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Так, например,
К.Юнг считал, что архетип Духа проявляется в сказочных образах Волшебника,
Старца, которые являются герою в самые ответственные моменты его пути. Зачастую
героем, по мнению К.Юнга, движет мотивация, исходящая из архетипа Спасителя: он
стремится спасти похищенную невесту (кстати, архетип Анимы — женской части в
мужчине), сказочную страну, более слабых.
Исследования сказок погружают нас в древний символизм мифов, преданий, легенд,
сказов, былин и саг; позволяют узнавать психологический смысл метафор,
чувствовать архети-пическую природу проблемных и творческих человеческих
проявлений, исследовать происхождение многих "крылатых" выражений, видеть,
какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы, и
многое другое. Такая работа позволяет соприкоснуться с мировым эпосом: античной,
славянской, египетской, китайской, японской, персидской, индийской,
африканской, индейской и кельтской мифологией. Само по себе понимание ритуалов
и традиций различных культур расширяет рамки обыденного сознания.
Например, во многих сказках мы встречаемся с Бабой-Ягой. Это амбивалентный
образ: о ее характере нельзя сказать определенно — злая она, или нет. Она может
предстать перед нами как коварная, или простодушно доверчивая, может создавать
герою массу неприятностей, или безвозмездно оказывать помощь. Кто же она,
Баба-Яга? Исследователи славянского эпоса, в частности А.Андреев, считают, что
образ Яги связан с языческой колдуньей, богиней, которая жила на границе двух
миров: яви (наш реальный мир) и нави (мир усопших, тонкий мир). Помните реку
Лету в греческой мифологии, разделяющую миры живых и мертвых? Наша Баба-Яга
связана с этим образом. Не случайно, герой, попадая в царство Яги, напрямую
встречается с волшебством: оживает лес, появляются говорящие по-человечески
животные и другие существа. А сама Баба-Яга часто спрашивает героя: "Ты дела
пытаешь, аль от дела лытаешь?" Таким образом колдунья проверяет героя — идет он
в неведомый и не каждому доступный мир с определенной целью,
Направления сказкотерапии_______________________49
или же праздно любопытствует. Этот предупреждающий вопрос Бабы-Яги может
служить предостережением для многих, кто сегодня увлекается парапсихологией,
спиритизмом, грубо внедряясь в тонкий мир нави.
Понимание архетипической природы сказочных смыслов важно не только для
специалистов, но и для родителей. Какие сказки мы выбираем для чтения детям,
что они на самом деле несут? Ведь ребенок "впитывает" не только сознанием, но и,
в основном, бессознательным...
Наверное, всем известна русская народная сказка "Семь Симеонов" ? Оказывается,
в рассказе об увлекательных приключениях семи братьев заложен глубочайший смысл.
Исследователи, в частности Алексей Андреев, считают, что на символическом
уровне в этой сказке содержится информация об энергетических центрах человека,
называемых в индийской традиции чакрами. В русской традиции существовало
понятие семи составах (суставах), или Симеонах. В метафорической форме сказка о
семи Симеонах передает нам, потомкам, информацию о смысле и функции каждого
энергетического центра. Собственно, читая ребенку сказку о семи Семеонах,
мудрый родитель косвенно "очищает" его энергетические каналы...
Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой
и индивидуальной работе с детьми, подростками, взрослыми. В рамках данной формы
решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных
связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.
Терапевтическая форма применяется нами в двух видах:
— библеотерапия,
— решение сказочных задач.
Библеотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более
|
|