|
Гнездилова и приводится из сборника психотерапевтических сказок "Петербургские
сновидения"):
"Жил-был Волшебник. Могуществу его не было предела. Он мог возводить прекрасные
дворцы и разрушать неприступные замки, ему повиновались леса и горы, ветры и
дожди. Но чем больше он мог, тем меньше он хотел. Ему достаточно было знать о
своей власти, не применяя ее на деле. И все же он творил чудеса. Правда, они
были нужны не ему, а тем людям, которых он хотел привлечь к себе. И конечно же,
это вызывало удивление. Но что нужно Волшебнику от простых людей? Что нищие
могли дать королю? Оказывается, Волшебнику нркно было восхищение, а еще больше
— любовь. И вот он осыпал своих избранников цветами, драгоценными подарками,
заставлял танцевать перед ними деревья, повелевал ветрам петь пес-
Многообразие сказочных форм_____________________45
ни, устраивал праздники птиц, балы камней, поединки молний. Но адалысо он не
завоевьшал сердец, все ему казалось мало. Получив чью-то любовь, он тут же
терял к ней интерес и спешил за новой. И так дальше, пока ему не захотелось
получить целое море любви. Желания его сбывались, и вот он очутился на берегу,
а у его ног, переливаясь радужными искрами, шепча нежнейшие на свете слова,
плескалось море любви. Лишь на мгновение Волшебник почувствовал себя счастливым.
А затем вновь его сердце охватила пустота, и он ощутил себя безжизненной
скалой, которой были совершенно безразличны и красота моря, и его ласки, и
нежность, и чары. Тогда он заплакал, потому что больше негде было искать любви
подобной той, что подарило ему море. Тоска охватила его, и он призвал к себе
Смерть. Она не заставила себя ждать:
— Что ты хочешь от меня, о Великий? Твоя власть настолько могущественна, что
даже я боюсь ее и готова повиноваться.
— Жизнь обманула меня, — ответил Волшебник. — Сердце мое не знает счастья,
хотя целое море любви расстилается передо мной. Что мне делать? Скажи! Я готов
отдать все свое могущество и даже жизнь, лишь бы не оставаться с той страшной
пустотой, которая охватила мою душу.
Смерть засмеялась и, зачерпнув горсть воды из моря, плеснула в лицо Волшебнику:
— Ты жаждал любви, не имея ее в себе. Утолить тебя может только собственная
любовь.
Вслед за этими словами капля из моря любви проникла в сердце Волшебника. Всего
лишь одна капля! Но свершилось чудо! Радость и счастье охватили его.
Растерянный, он еще не верил и ждал, что душа снова опустеет. Но она оставалась
полной.
Низко склонился Волшебник перед морем и с улыбкой пошел прочь, отбросив в
сторону свой магический жезл.
— Это не я помогла тебе, — крикнула Смерть ему вслед. — Возьми обратно
могущество и власть.
Но он не ответил ей.
— Ему больше ничего не нужно, — шепнула волна, разбиваясь о берег".
46
Истоки волшебства
Пациент, выслушав сказку, говорит "Спасибо, я все понял. Не знаю, смогу ли я
действительно полюбить, но я понял, почему у меня так пусто на душе". Любовь —
это не модель успешного поведения, ее невозможно "отработать". И сказка для
этого человека — лишь раскрытие новой грани Бытия, его взаимоотношений с
окружающим Миром. И у него достаточно сил, чтобы дальше решать проблему самому.
Эта сказка может помочь не только в приведенном выше случае. Разочарованным в
любви мркчинам и женщинам она показывает другую сторону взаимоотношений. И
кроме того, учит особому взаимодействию со Смертью.
В зависимости от ситуации психотерапевтические сказки могут обсуждаться с
пациентами. Сложно сказать, насколько они будут понятны нашим маленьким
пациентам, но многим школьникам они интересны...
Медитативные сказки — это сказки, способствующие процессу погрркения, медитации.
Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных
героев. Ведь задача этих сказок — снятие напряжения, невротических симптомов; а
также создание "идеальных" моделей взаимоотношений, которые выступали бы
впоследствии как духовные ориентиры; передача положительных, энергетизирующих
образов (звездное небо, Золотой Шар, добрые стихии: огонь, вода, воздух, земля
и пр.); формирование философско-созерцательного взгляда на мир.
В тексте медитативной сказки могут присутствовать образы всех пяти модальностей
восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной).
Например, мы можем лежать на волшебной поляне и видеть над собой высокое чистое
голубое небо (зрительный образ), слушать, как поют птицы и переговариваются
деревья, журчит ручей (слуховой образ), чувствовать рядом аромат спелой
земляники или свежевыпеченного хлеба, который исходит из избушки Волшебницы,
живущей на опушке (обонятельный образ), протянуть руку, сорвать и положить в
рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутить сладость спелой
земляники (вкусовой образ), при
Направления сказкотерапии
47
этом шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный
образ).
Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую
|
|