|
Истоки волшебства
— Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься.
Придумываешь себе и бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовища.
Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной.
— Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые
рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о
приключениях и путешествиях.
— Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые тебе рассказывает дом,
нужно еще войти в темную спальню, найти выключатель, включить свет...
— Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, — задумчиво
сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в
темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: "Охраняй, Волшебный
Круг. Мне знакомо все вокруг!
— Спасибо тебе большое, Гена! А почему ты мне сразу не сказал про Волшебный
Круг и заклинание?
— Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было
бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со
страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с
тобой.
Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел
свой дом. Он погладил рукой стены, двери. "Неркели, вы мне каждую ночь
рассказываете сказки! Конечно. Вы ждете меня, когда я не дома. Согреваете меня,
когда холодно. Пытаетесь со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная
этого, боялся. Спасибо вам". И Чебурашке показалось, что пол благодарно
скрипнул.
На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и
произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха.
Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка
закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом
превращались в удивительные и прекрасные сны...»
Многообразие сказочных форм
43
Итак, через описание состояния и действий Чебурашки мы даем ребенку информацию
о том, как мы поняли его состояние и проблему. Фигура Крокодила Гены — образ
взрослого, психолога, передающего под сказочной маской опыт разрешения
проблемной ситуации. В данной сказке раскрываются две модели преодоления
страха: замещение тревоги на исследовательский интерес (знакомство с домом, его
звуками и сказками) и конкретный оберегающий сказочный ритуал (Волшебный Круг и
заклинание).
Американский детский психотерапевт Ричард Гарднер предлагает взрослым,
психологам и психотерапевтам делиться с детьми историями из своей жизни. Ведь у
каждого из нас когда-то были похожие проблемы (если не у нас, то у наших родных
или знакомых), и мы можем поделиться опытом их разрешения.
Примеры психокоррекционных сказок можно найти в книгах: Л. Вилсуорт "Вилли и
его друзья", Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя", Д. Миле и Р.
Кроули «Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка"», Дм.
Соколов "Сказки и сказкотерапия".
Хочется отметить, что относительно психокоррекционных сказок налицо
терминологическая путаница. В иностранном, да рке и российском психологическом
опыте подобные сказки называют "психотерапевтическими историями". Однако они
затрагивают именно поведенческий аспект личности, ненавязчиво привносят модели
успешного поведения и реагирования, изменяют отношение к ситуации с
"неадекватного" на "более адекватное". Именно поэтому хочется разделить
психокоррекционные сказки и психотерапевтические.
Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и
подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.
Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле "лечат Душу",
"заботятся о Душе". За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия,
рассуждения о сущностных философских понятиях: Любви, Добре, Гордыне, Смерти,
Стиле жизни. Эти сказки исследуют самые
44
Истоки волшебства
сокровенные мотивы поведения человека и раскрывают тайны Бытия. Они помогают
человеку трансформировать себя, развивая Душу. Такие сказки можно найти в
книгах А.Гнез-дилова "Петербургские сновидения" и "Дым старинного камина". К
психотерапевтическим сказкам можно относить библейские истории и сказки-притчи.
Психотерапевтические сказки помогают там, где традиционные психологические и
психотерапевтические приемы бессильны, когда речь идет о сущностных философских
переживаниях пациента, о прощении недруга, или принятии ситуации "как есть", о
понимании глубинных механизмов Мироздания, переживании смерти близкого человека,
немотивированной "пустоты в душе", остро стоящем вопросе: "За что?!"
На прием приходит уверенный в себе мркчина, практикующий экстрасенс. Говорит,
что у него все есть: власть, деньги, он чувствует себя реализованным. Казалось
бы, ему совсем не нркна помощь психолога. Но он говорит, что все стало пресным.
Нет, он не устал, у него сил на десятерых. Просто пусто на душе. Нет, последнее
время он не переживал стрессовых ситуаций. Вроде бы все хорошо... и в то же
время очень плохо. Что же делать? На помощь приходит психотерапевтическая
сказка (принадлежит она перу замечательного петербургского сказочника Андрея
|
|