|
перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему пациента. Психолог описывает
мысли и чувства, которые овладевают героем — фактически вербализируя
эмо-1рюнальное состояние пациента. Далее герой психокоррек-.ционной сказки ищет
способы выхода из проблемной ситуации. В этом ему могут помогать другие
сказочные существа. Он может, путешествуя, видеть, как решают подобную проблему
его новые знакомые и пр.
Часто в психокоррекционных сказках приводятся метафорически "зашифрованные"
модели успешного разрешения проблемной ситуации, и обязательно присутствует
психологическая "мораль", жизненный урок, извлеченный героем из своих
приключений. Взрослый, создающий пси-хокоррекционную сказку, описывает все
изменения, произошедшие в поведении героя (удачный способ реагирования,
изменение отношения к ситуации, получение новых знаний, позволяющих ему быть
более успешным).
Например, пятилетний мальчик боится темноты: ему кажется, что в темной комнате
живут страшные чудовища, и он бессилен перед ними. Поэтому он придумывает
разные небылицы, только чтобы не ложиться спать. Любимый герой мальчика —
Чебурашка. Для ребенка была написана психо-коррекционная сказка:
«Я хочу рассказать тебе сказку о твоем любимом герое — Чебурашке. Ты, конечно,
знаешь много историй и событий из его жизни, но то, что я буду рассказывать,
покажется тебе новым.
40
Истоки волшебства
Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее.
Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая
вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную
тревогу: ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот "кто-то" скрывается в
темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от
него или предлагать дрркбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так
и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А
вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно
Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь
попробовал войти в спальню. Теперь этот "кто-то" даже чем-то потрескивал в
комнате. Стало еще страшнее. "Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно
звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет", — подумал Чебурашка.
"Алло", — ответил на другом конце провода Крокодил Гена. "Гена, мне срочно
нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую,
как она тикает". "Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие
часы с кукушкой — они и тикают". "Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно
что-то опасное. Приезжай скорее".
Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу
Гене. Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо.
Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало особенно
Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене. "Что
за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве". И тут
Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты.
— Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое
было.
— Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!
Многообразие сказочных форм__________ 41
— Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в
неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа.
Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать.
Я ничего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и поэтому мне ничего не
оставалось, как бояться.
— Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими
друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.
— Дорогой Чебурашка, они, может, и стали нашими друзьями, если бы
действительно существовали.
— Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — воскликнул Чебурашка.
— Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде
свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было
страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти
существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами всего боятся. Боятся
света. Но когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном
света, то обнарркил, что все эти звуки есть!
— Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все-таки не боятся света!
— Не волнуйся, Чебурашка, оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом же
тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы
чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому не можем
слышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на
улице, выключен телевизор и радиоприемник, спят соседи, мы можем слы-шить, как
поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы
живем, начинает рассказывать нам свои сказки.
— Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! — воскликнул
Чебурашка.
42
|
|