|
отношений в окружающем мире.
Наступает момент (как правило, лет с шести), когда дети начинают интенсивно
читать, сочинять и рассказывать друг другу сказки-страшилки. В настоящее время
исследованием сказок-страшилок и детской субкультуры занимается замечательный
психолог Мария Осорина. Через сказки-страшилки и сказки про нечисть дети
косвенно "прорабатывают"
Многообразие сказочных форм_____________________37
свои страхи. В этом возрасте у многих появляется страх умереть, потерять
родителей. Некоторые дети даже боятся ложиться спать и закрывать глаза. В связи
с этим в страшилках часто присутствуют образы смерти и потустороннего мира.
Если кто-то из взрослых читателей ездил в детстве в пионерский лагерь, то он
помнит, как перед сном дети рассказывали друг другу про Черную перчатку, Желтую
простыню и пр. Надо сказать, что истории про нечисть сочинялись и
рассказывались нашими предками с не меньшим эмоциональным накалом. Ведь часто в
этих историях содержатся способы выхода из самых сложных ситуаций. Многие
страшилки имеют веселый, забавный конец. Многократно проживая свой страх,
стрессогенную ситуацию, ребенок (да и взрослый) постепенно изменяет отношение к
пугающим событиям, освобождается от внутреннего напряжения.
4. Виды сказок
Художественные сказки — к этому виду сказок можно отнести все литературное
наследие наших предков, то, что мы, собственно, и привыкли называть сказками,
мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими.
Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так
и этноса в целом.
Следующие 4 вида сказок яа\яются продуктами нашего времени. Последовательно
рассматривая их, будем помнить о том, что дидактический, психокоррекционный,
психотерапевтический и медитативный аспект присутствует и в каждой
художественной сказке.
Дидактические сказки — это сказки, которые придумывают педагоги для создания
положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана
передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также
учебные задания и инструкции. Психологи, "упаковывают" в дидактические сказки
инструкции к тестовым заданиям. В качестве примера хочу привести сказку Виталии
Лаврентьевой:
"Однажды попросил старик-отец Иванушку принести ему молодильное яблочко. Стал
собираться Иван в дорогу,
38
Истоки волшебства
развернул перед собой карту, чтобы заранее хорошенько продумать свой путь. А
путь предстоял ему интересный и сложный. Чтобы дойти до чудесного сада, где
росли молодильные яблоки, нужно было путешественнику — Сперва пройти через
Волшебный лес, где неожиданно мог вспыхнуть огромный пожар, — После этого
взобраться на вершину самой высокой горы и слететь вниз на спине горного орла,
— Далее, вместе с Чудо-Юдо-Рыбой спуститься глубоко-глубоко в Подводное царство
и испросить у Его Морского Величества позволения ггродолжить путь, — Затем,
пройти через Царство Ветров, где живут маленькие ветерки и их старшие братья
Ураганы...
Непростой путь предстоял Иванушке. И перед тем как отправиться в путь, он
попросил благословения и напутствия у друга — мудрого Волшебника.
Благословил Волшебник Ивана в путь-дорожку. Дал ему с собою камешек-помощник.
Если бросить его перед собой на землю, да топнуть три раза — любая опасность
стороной пройдет. Вот только использовать камешек волшебный можно лишь один раз,
когда своих сил не хватает, чтобы справиться с опасностью.
Использовал ли Иван камешек, или прошел весь путь сам? Если он использовал
камешек, то в каком царстве и при каких обстоятельствах? Как камешек помогал
ему справиться с опасностью?"
Это одна из сказок, которые написаны Виталией Лаврентьевой для диагностики
детских страхов. В данном случае исследовались страхи огня, высоты, глубины,
стихийных бедствий. В ходе исследования В.Лавретьевой установлено, что ребенок
использует силу волшебства в тех ситуациях, которые его сознательно и
бессознательно беспокоят, вызывают страх. Преимущество дидактических тестовых
сказок еще и в том, что ребенок на бессознательно-символическом уровне может
находить выход из тревожащих его ситуаций.
Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами,
психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. В них метафорически
отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения,
трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.
Многообразие сказочных форм
39
Причем исследуется, в основном, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ аспект проблемы. В качестве героя
психокоррекционной сказки выступает близкий пациенту по полу, возрасту,
характеру, интересам и поведению персонаж. Он может быть как человеческим
(мальчик, девочка, принц, принцесса, танцовщица, воин и пр.), так и животным,
растением и пр. В зависимости от индивидуальной предпочитаемости образов.
Психолог, описывая в сказке жизнь героя, метафорически передает реальную жизнь
пациента: структуру его семейных взаимоотношений, характер, интересы,
эмоциональные состояния, желания. Герой психокоррекционной сказки оказывается
|
|