Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
перечень сказочных форм. Часто на методических семинарах по сказкотерапии меня 
спрашивают: "А детективы — это что?" Наверное, и детективы, и фантастические 
рассказы, и любовные романы можно отнести к сказкам для взрослых. Это лишний 
раз доказывает, что сказочный жанр гораздо шире, чем принято считать.
1. Родина сказки
Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, стиль взаимоотношений, ценности, 
моральные нормы своего народа. Африканские сказки непохожи на русские или 
французские, восточные сказки отличаются от европейских.
Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на 
Мир в разных уголках Земли. Причем в сказках обычно передается самое 
сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во 
внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, 
помогает ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.
В одной телепередаче русский журналист, переехавший жить в Америку, рассказывал 
о своем сыне, который собирается жениться на американке. Он говорил о том, что 
его сыну бывает трудно понять свою невесту, у него возникают психологические 
сложности в понимании внутренних мотивов будущей супруги. Это неудивительно, 
сказал журналист, ведь сын и его невеста выросли на разных сказках...
Сказки разных народов — замечательное средство понимания внутреннего мира, 
образа мыслей и "правил игры" людей, живущих иначе, чем мы. Ибо сказки передают 
архетипы своего народа.
2. Народная и авторская сказка
Народные сказки тоже имеют своего автора — это интерпретатор и составите/л 
сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. В 
настоящее время существует множество сборников народных сказок в

Многообразие сказочных форм_______________________35^
обработке различных авторов. Под народной сказкой подразумевается и фольклор. 
Например, в собрании русских народных сказок Афанасьева можно увидеть несколько 
вариантов одной сказки (в зависимости от губернии). Эти сказки грубоваты, 
натуралистичны, отражают крестьянский быт и мировоззрение того времени. Как 
правило, детям не нравятся такие сказки. Это неудивительно — ведь они 
представляют бо'ль-ший интерес для ггрофессиональных исследователей.
Замечательный петербургский сказочник Андрей Гнез-дилов часто говорит: «Есть 
сказки, и есть "читки". Читки служат для развлечения как лекарство от скуки. А 
сказки действительно развивают Душу».
Авторские сказки отражают взгляд писателя на Мир. Эмоциональный фон, сюжет, 
линии главных героев и смысл во многом зависят от особенностей личности автора. 
Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт 
писателя, который может нести как радость и надежду, так и разочарование и 
недоверие к Миру. Выбирая сказки для себя и детей, важно прислушаться к своей 
душе...
3. Действующие лица и сюжет сказки
По этому признаку сказки можно разделить на несколько групп:
?    сказки о животных;
?    сказки о взаимодействии людей и животных;
?    сказки-притчи;
?    бытовые сказки;
?    сказки-страшилки, истории о нечисти;
?    заветные сказки;
?    волшебные сказки и другие.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория.
Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о 
взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя 
с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

36
Истоки волшебства
Начиная с 5,5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими 
персонажами: Принцами, Царевнами, Волшебниками, Солдатами и пр. Чем старше 
становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про 
людей, "примеряя" на себя различные модели поведения и роли. Примерно с 5-6 лет 
ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки. В подростковом возрасте 
могут быть интересны сказки-притчи, бытовые и заветные сказки.
Часто родители и педагоги жалуются, что современная западная телевизионная 
культура навязывает детям псевдосказочные образы: трансформеры, супергерои, 
Черный Плащ, Вольтрон, Черепашки-ниндзя и пр. Нельзя сказать, что это примета 
только нашего времени. В 20—30-е годы, когда Н.Крупская пыталась предать сказки 
анафеме (ибо сказки отрывают ребенка от реальности и пр.), стали появляться 
"пролетарские" псевдосказки. Их сюжетом и идейным содержанием была, как и 
полагалось, классовая борьба. До нас дошли лучшие из таких сказок "Три 
Толстяка", "Королевство Кривых зеркал" и другие. Сложно сказать, развивали ли 
эти истории Душу, но зато они явно формировали советское самосознание. В наши 
дни детское сознание вновь оказывается под угрозой захвата, но теперь уже не 
советскими образами, а "западными". Поскольку запрещать смотреть подобные 
мультфильмы все равно что дать на это благословение (и вдобавок испортить 
отношения с ребенком), поэтому мы должны только как можно больше читать детям 
других сказок, расширяя их представление о мире. Если ребенок идентифицирует 
себя с "мультяшными" героями, не стоит ругать его, а нужно побольше расспросить 
об этом герое — ведь именно через него в данный момент ребенок познает систему 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-