|
условиях; сможет ли он по-новому, творчески подходить к решению кажущихся
простыми задач.
Герой перешел на более высокий уровень развития и возможностей, и наивно было
бы полагать, что это не вызовет зависти даже самых близких людей. "Будь
бдительным — основное зло не открыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты
расслаблен и меньше всего его ожидаешь". Мудрость сказки заключается в том,
чтобы на примере главного героя нам, читателям, дать понять, что достигнутая
цель, результат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в
правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не
новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в
изменившихся условиях.
В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново. Добрые сказочные
существа омывают его "мертвой" и "живой" водой. На психологическом языке мы
можем это прочитать
Ъ2
Истоки волшебства
так: "мертвая вода" смывает детские иллюзии, инфантилизм, неуместную
доверчивость, а "живая вода" раскрывает творческие потенциалы, силу мудрости,
дальновидность. После этого герой может победить не только внешних врагов, но и
самых опасных — внутренних.
"Так как же, — спросит читатель, — никому не доверять, никогда не расслабляться,
никому не варить? Мы же только что говорили о доверии к Миру!" Наверное, лучше
всего на этот вопрос ответит мудрая восточная притча:
«Верующие стекались толпами, чтобы услышать слова пророка Мухаммеда. Один
человек слушал особенно внимательно и благоговейно, истово молился и расстался
с пророком только тогда, когда наступил вечер.
Не прошло и минуты, как он снова опрометью примчался на прежнее место и возопил
прерьшающимся голосом: "О господин! Сегодня утром я приехал на верблюде, чтобы
послушать тебя, пророка Бога. А теперь верблюда нет там, где я его оставил. Его
нет нигде. Я был послушен тебе, внимал каждому твоему слову и верил во
всемогущество Бога. А теперь, о мой господин, верблюд пропал. Это ли
божественная справедливость? Это ли вознаграждение за мою веру? Это ли
благодарность за мои молитвы?" Мухаммед выслушал эти слова, полные отчаянья, и
ответил с добродушной улыбкой: "Верь в Бога, однако прочно привязывай своего
верблюда"...»
6. Прибытие домой
И вот, наконец, все трудности позади, на пригорке показался отчий дом. Герой
так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: по навету братьев,
нашего героя считают подлецом или погибшим; его невеста собирается выходить
замуж за другого. Часто ему приходится скрывать свой приезд и прибегать к
хитрости; или же проходить дополнительные испытания (купаться в горячем молоке,
например). Но наш герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе,
теперь он мудр и осторожен. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к
помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает
справедливость. Таким образом, путеводная ниточка сказочного сюжета
Как строится сказочный сюжет___________________33.
привела нас в то место, с которого все начиналось. На психологическом языке
символический смысл этого этапа — принятие своего раннего (детского) опыта,
воссоединение со своими корнями, родом, который в дальнейшем будет служить
взрослому человеку опорой в жизни. Однако для того, чтобы близкие люди
прочувствовали изменившееся внутреннее содержание человека, ему придется
изменить свой внешний образ. Говоря сказочным языком, "искупаться в горячем
молоке и студеной воде" и выйти таким пригожим, "что ни в сказке сказать, ни
пером описать". На этом этапе происходит окончательная трансформация героя,
переход его на качественно новый уровень развития.
7. Свадьба. Коронование
Только теперь герой может праздновать свою победу. "Искра Божья", "королевское
начало", потенциал героя раскрыт и предметно воплощен. В связи с этим он
приобретает качественно новый социальный статус: становится мужем и монархом А
это, безусловно, предполагает и большую ответственность. Но наш герой к этому
готов. С честью выдержав все испытания, он способен мудро править и своей
страной, и своей жизнью.
Наверное, читая эти строки, Вы нашли много общего между сказкой и процессом
инициации, посвящением человека во взрослую жизнь.
Часто сказки заканчиваются свадьбой. На психологическом языке образ свадьбы
может отражать завершенность процесса, воссоединение мужского и женского начала
в человеке (инь и янь), восстановление целостности.
Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно
приходится проходить эти этапы в течение своей жизни, на разных витках спирали
развития...
В приложении Вы найдете "Сказ про Белого Коня" — стихотворную иллюстрацию
Дмитрия Фролова к данному материалу.
2 «Сказкотерапия»
34
Истоки волшебства
Многообразие сказочных форм
Легенды, сказы, мифы, саги, былины, притчи, анекдоты — вот далеко не полный
|
|