Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Копытин А. И. :: Копытин А. И. - Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами
<<-[Весь Текст]
Страница: из 26
 <<-
 
характеризовались общением больных на уровне их текущих социальных ролей и 
опыта и были отмечены внутриличностной и межличностной ориентацией. В своем 
общении пациенты, ориентировались, главным образом, на отношения с ведущим 
группы, а, в отдельных случаях, на непосредственных партнеров по коммуникации. 
При этом преобладали вербальный и проективно-знаковый способы коммуникации.
    В ходе первых трех сессий удалось зафиксировать краткосрочный 
психотерапевтический эффект, выражавшийся в некотором снижении тревожности 
членов группы, повышением спонтанности их реакций.
    Роль ведущего на данном этапе работы была связана с фасилитацией 
художественной экспрессии и структурированием хода групповой работы. 
Фасилитация художественной экспрессии достигалась, главным образом, за счет 
использования различных техник “разогрева” вначале сессий, а также 
подчеркивания психотерапевтом значимости создания рисунков для достижения 
положительных эффектов лечения. (В то же время, создание рисунков не 
выдвигалось в качестве обязательного условия для продолжения посещения 
пациентами занятий). Немаловажным было и то обстоятельство, что ведущий 
контролировал соблюдение членами группы основных норм и правил поведения, а 
также временных границ сессий. Это способствовало созданию атмосферы 
безопасности и комфорта. В ходе занятий внимание уделялось каждому члену группы,
 а, в случае необходимости тому или иному пациенту оказывалась дополнительная 
прямая поддержка.
    Структурирующая роль психотерапевта заключалась в организации хода занятий, 
предложении членам группы различных техник и упражнений, инициировании 
обсуждений и завершении сессий с подведением ее основных итогов. Было видно, 
что фасилитирующая и структурирующая функции психотерапевта в значительной 
степени определяли краткосрочные положительные эффекты проведения 
арт-терапевтических занятий и отвечали потребностям и ожиданиям членов группы.
Второй этап работы (4-8 сессии)
    Четвертое занятие было связано с обращением к теме “Изображение своего 
состояния”. Арт-терапевт предложил членам группы изобразить свое состояние 
(настроение, чувства, мысли, фантазии) в любом виде — конкретном, абстрактном, 
метафорическом. В частности, предлагалось воспользоваться выразительными 
возможностями цветов, линий и форм.
    Рисунки пациентов были разнообразны. Александр (43 года) изобразил свое 
состояние в виде символического герба. В центре рисунка находится 
растрескавшийся рыцарский щит, обрамленный лентами без каких-либо надписей. 
Здесь, также как и в рисунке на тему “Наиболее яркие воспоминания детства”, 
вновь звучит тема отчуждения, пустоты существования и “безъязыкости”.
    Рисунки четырех членов группы представляли собой абстрактные композиции, 
состоящие из цветных полос или пятен. При этом цвет играл ведущую роль в 
передаче качеств их состояния. Рисунки двух других пациентов содержали 
фигуративные элементы.
Наталья изобразила свое состояние в виде пейзажа, обозначив себя в виде летящей 
над морем чайки. Чайка стремится проскочить в узком пространестве между двумя 
скалами. На небе тяжелые грозовые облака и два светила — солнце и луна — 
изображенные в противоположных концах 
Рисунок Александра (35 лет) назван им “Преображение” и состоял из двух 
контрастных частей. На одной из них изображен ночной пейзаж и виден падающий с 
горы человек. Однако, не достигнув дна, он оказывается подхвачен чьими-то 
руками, не дающими ему разбиться об острые камни. На другой половине рисунка 
изображен день, и виден взбирающийся на гору навстречу солнцу человек.
    На пятой сессии использовалась техника рисования в круге. Она может 
рассматриваться как продолжение начатой на предыдущем занятии темы. Отличие 
заключалось в том, что пациентам предлагалось воспользоваться пространством 
круга для того, чтобы изобразить в нем все, что захочется. Было сказано 
несколько слов о том, что круг является чрезвычайно распространенной в природе 
формой. Очень часто он является творением человеческих рук, что может отражать 
естественное стремление человека к гармонии и завершенности. Больных просили 
принять удобную позу, закрыть глаза и постараться запомнить те образы, которые 
будут появляться в воображении, с тем, чтобы взять их затем за основу при 
создании изображения в круге. При желании можно было выходить за очерченные 
границы. Тот, кто испытывал явные затруднения в визуализации образа, мог после 
непродолжительной релаксации перейти к рисованию в круге, используя любой стиль 
изображения.
    В результате получились самые разные рисунки; одни — абстрактные, другие — 
наполненные фигуративными элементами. Например, работа Анны изображала 
круговорот времен года и содержала их наиболее характерные приметы, а Юлия 
создала пейзаж под названием “Знойный полдень в лесу”.
    Рисунок Александра (43 года) представляет собой комбинацию их трех 
геометрических фигур разного цвета. Фиолетовый треугольник изображен на фоне 
желтого, местами розового квадрата. Центром же композиции является черный, 
помещенный внутрь фиолетового треугольника круг. Рисунок был назван автором 
“Настоящее время”, который сопроводил его краткими пояснениями к основным 
цветам: “Желтый — радость жизни; зеленый — гармония; синий — разум; розовый — 
тревожность; черный — тайна”.
    Созданный другим пациентом (Александр, 35 лет) образ отличается более 
сложной структурой и имеет значительную символическую нагрузку. Рисунок слегка 
асимметричен и отдаленно напоминает песочные часы. Вертикальный “канал”, 
пересекающий все пространство круга, суживается в центре, передавая ощущение 
напряжения, связанного с переходом из одной его части в другую. Место перехода, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 26
 <<-