|
творческое самораскрытие в процессе арт-терапии, развитие навыков саморегуляции
и психической автономности и т. д. , вообще напрямую никак не могли быть
связаны с приемом лекарств. Поскольку никакая иная психотерапевтическая работа
с подавляющим большинством посещавших арт-терапевтические группы пациентов не
проводилось, это делало достигаемые эффекты более наглядными.
Описание групповой арт-терапевтической работы:
С целью наглядного раскрытия особенностей арт-терапевтической работы с
психиатрическими пациентами ниже приводится краткое описание
арт-терапевтического процесса в одной из тематических групп.
Состав группы: Татьяна (48 лет, диагноз “Шизоаффективный психоз”), Валерий (64
года, диагноз “Шизофрения. Вялотекущая форма”, инвалид второй группы),
Александр (43 года, диагноз “Шизофрения. Простая форма”, инвалид второй группы),
Юлия (23 года, диагноз “Органическое заболевание головного мозга с изменением
личности”), Анна (28 лет, диагноз “Шизофрения. Простая форма”, инвалид второй
группы), Александр (35 лет, диагноз “Органическое заболевание мозга с
психическими нарушениями”), Наталья (24 года, диагноз “Шизофрения. Параноидная
форма”), Светлана (54 года, диагноз “Инволюционная депрессия”), Марк (56 лет,
диагноз “Инволюционный параноид”).
Несмотря на то, что представленный список включает 10 человек, в сессиях,
как правило, участвовало не более шести пациентов. В течение описываемого
периода работы (что составляет немногим более двух месяцев) одни больные
приходили в группу, а другие уходили.
На занятиях были использованы разные темы и упражнения, предполагающие как
самостоятельную изобразительную работу, так и совместную с другими участниками
(в парах или коллективно).
Начало работы (1-3 сессии)
Два первых занятия были посвящены знакомству участников группы. Им
объяснялись основные принципы арт-терапевтической работы и правила поведения в
группе (хотя в определенной степени пациенты были ознакомлены с этим еще в ходе
предварительных интервью). Этап “разогрева” на обеих сессиях включал выполнение
простых физических упражнений с последующим использованием несложных
изобразительных техник. В первый день это была техника “Автографы”: каждый член
группы выбирал по своему желанию карандаш или фломастер определенного цвета и
оставлял свой автограф на общем листе бумаги. На второй сессии это была техника
“Эстафета линий”: один из участников группы фломастером определенного цвета
изображал линию и передавал лист следующему для продолжения и так далее.
Основная часть двух первых сессий отводилась знакомству. В первый день
использовалась техника “Интервью партнера” с последующим реалистическим или
метафорическим изображением человека. Участники группы формировали пары и в
течение десяти-пятнадцати минут расспрашивали друг друга об основных интересах,
истории жизни и т. д. Затем каждый, ориентируясь на полученную информацию и
впечатления о собеседнике, создавал его портрет или пытался передать свои
впечатления в виде символической или метафорической композиции.
На этапе обсуждения во время первого занятия участники группы преподнесли
друг другу свои рисунки. Было предложено при желании распросить собеседника о
смысле рисунка, поблагодарить партнера или исправить изображение, если оно
кажется неверным или неточным. Двое участников группы создали реалистические
портретные изображения; в большинстве же случаев рисунки имели метафорический
или символический характер.
Знакомство членов группы продолжилось на второй сессии. После “разогрева”
(в дальнейшем описания первого этапа сессий не приводятся), для того, чтобы
представить себя другим, пациентам было предложено использовать технику “Линия
жизни”. Предлагалось нарисовать свою жизнь в виде линии с обозначением на ней
основных событий.
Двое мужчин (Валерий и Александр (43 года) использовали форму графика без
каких-либо дополнительных изображений, но при этом подписали наиболее значимые
события. По их мнению, график позволял более четко представить “масштаб” этих
событий, обозначить периоды жизни и степень выраженности проявлений болезни. В
обоих случаях примечательно, что пациенты продемонстрировали на рисунках
детальное знание своего заболевания, его “предысторию” и даже обозначили
перспективу его дальнейшего лечения. Александр при этом использовал цвет для
передачи “качества” своего состояния на разных этапах жизни.
Наталья нарисовала затейливую линию голубого цвета с краткими
символическими обозначениями. Характер линии передавал “пульс” и динамику ее
жизни.
Татьяна (48 лет) изобразила дерево, на котором наиболее важные события
жизни обозначались ветвями, отходящими от ствола на разной высоте. Так,
например, началу болезни и разводу, случившимся 20 лет назад, соответствовали
две обломанные ветви, расположенные в самом низу. Сила и жизнеспособность
изображенного дерева, несмотря на болезнь и жизненные потрясения, говорили о
неплохой социальной адаптации пациентки.
Третья сессия была посвящена теме “Одно из наиболее ярких событий детства”.
Эта тема могла рассматриваться как продолжение того, что было начато на
предыдущих занятиях, поскольку она связана с осмыслением больными своего
жизненного пути. Было предложено не только выбрать и изобразить наиболее
запомнившийся эпизод из своего детства, но и подумать над тем, какую связь этот
эпизод имеет с настоящим моментом в жизни, или какое влияние он может оказывать
в данное время.
Рисунок Светланы является иллюстрацией одного из наиболее ярких переживаний,
испытанных ею в возрасте девяти лет, когда она, проживая в Крыму, отправилась с
|
|