|
независимо от конкретных форм заболевания.
Сопоставляя эти задачи, можно сделать вывод о том, что успешное решение
задач первой группы связано с достижением, главным образом, немедленных и
временных эффектов использования арт-терапии, в то время, как решение задач
второй группы — с достижением временных и отдаленных эффектов. Очевидно также,
что решение задач второй группы тесно связано с генерализацией и поддержанием
психотерапевтических эффектов и направлено на использование пациентами
полученных ими в ходе арт-терапии навыков в реальных жизненных условиях.
В применяемом автором широком наборе различных арт-терапевтических техник и
упражнений были и те, которые связаны преимущественно с решением задач первой
группы, и те, которые могли быть наиболее эффективны для решения задач второй
группы. Таким образом, можно говорить о дифференцированном характере
вмешательств на разных этапах арт-терапевтического процесса.
Так, например, решению задач первой группы способствовало использование
техник и упражнений, связанных с работой с разными изобразительными материалами.
Эти методики имели своей целью активизацию больных и повышение их способности
к самоконтролю. Также на этом этапе активно применялись арт-терапевтические
техники с элементами аутогенной тренировки и техники релаксационного характера
(в частности, техника рисования в круге, методика направленной визуализации в
сочетании с изобразительной работой и другие).
Задачи второй группы решались при помощи применения техник на развитие
сенсомоторных навыков и ассоциативного внимания и памяти, а также упражнений,
позволяющих пациентам выражать в художественной форме свои мысли и чувства,
связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. Использование этих
методик помогало развивать больным навыки невербальной коммуникации и
творческого самовыражения. Решению задач этой группы соответствовало
использование техник, направленных на укрепление чувства идентичности и
развитие механизмов психологической защиты у больных. Эти приемы также
способствовали прояснению и осознанию пациентами системы своих отношений,
включая и отношение к самим себе.
Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы
и ее результатов.
Регистрация хода арт-терапевтических сессий осуществлялась с использованием
стандартного формализованного описания (см. соответствующие разделы в книгах
Копытина “Основы арт-терапии” 1999 и “Практикум по арт-терапии” под редакцией
Копытина 2000) и журнала посещений. Направление больных в арт-терапевтическую
группу и изменения в их состоянии в результате проводимой работы фиксировались
лечащими врачами в историях болезни или амбулаторных картах.
На всей изобразительной продукции больных указывалась фамилия автора и дата
создания рисунка. Продукция хранилась в арт-терапевтическом кабинете в течение
всего периода работы больных в группе, после чего помещалась в архив кабинета,
где находилась в течение трех лет. При желании, пациенты могли забирать свои
рисунки домой, хотя это случалось довольно редко.
Методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее эффектов
включали:
а) текущую клиническую оценку психического статуса пациентов, проводимую как
самим руководителем группы, так и лечащими врачами;
б) периодическую клинико-психологическую оценку их состояния с использованием
набора тестов, проводимую руководителем группы и психологом клиники;
в) письменные отчеты пациентов о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в
своем состоянии;
г) оценку групповой динамики и отношений в группе, а также отношений пациентов
с психотерапевтом, в том числе, с использованием разработанной автором
многоосевой модели для описания внутригрупповых коммуникативных процессов;
д) оценку интересов, увлечений, занятий, социального статуса и отношений
пациентов с другими людьми за пределами арт-терапевтической группы (включая их
лечащих врачей, медицинский персонал диспансера, других пациентов,
родственников и представителей макросоциального окружения);
е) оценку изобразительной продукции пациентов с использованием комплекса
формальных и содержательных критериев.
Важным условием корректности проводимого нами исследования была
необходимость дифференцированной оценки тех эффектов, которые связаны с
применяемыми нами формами работы, от тех, которые могли быть связаны с другими
факторами. Лишь в этом случае можно было делать обоснованные выводы о том,
какую роль играла арт-терапия в достижении тех или иных эффектов.
Так, в частности, необходимо было оценить, в какой мере изменения в
состоянии и социальном функционировании пациентов могли быть связаны с фактором
времени и спонтанной ремиссией, выявить влияние фармакотерапии и
микросоциального окружения больных. Для того, чтобы решить эту задачу,
необходимо было тщательно проанализировать особенности заболевания, проводимого
лечения, психического статуса и условий жизни каждого пациента. Очевидно, что
фармакотерапия могла способствовать не только устранению имеющихся у пациентов
симптомов болезни, но и в какой-то мере улучшению их социального
функционирования. Однако надо учитывать тот факт, что большинство пациентов
включалось в группы в период ремиссии или ее становления, то есть когда
основные эффекты применения фармакотерапии уже были достигнуты, и речь шла об
их сохранении. Поэтому последующие изменения в состоянии и социальном
функционировании больных вряд ли можно было связать с приемом психотропных
препаратов. Более того, целый ряд оцениваемых нами эффектов, таких, например,
как формирование у больных новой системы отношений, интересов и увлечений, их
|
|