Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА - ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-
 
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны. Среди них 
можно выделить следующие виды.
* Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет 
идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки 
о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
* Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, 
показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию 
здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, 
рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы 
в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на 
формирование образа семейных отношений.
* Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих.
 В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. 
По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно 
моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от 
напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно 
использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.
 При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» 
голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен 
быть обязательно неожиданным и смешным. Например, есть страшная история о том, 
как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден 
разрывать могилы и есть трупы. Закончиться такая история может неожиданно 
забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: 
«Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!»
* Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. 
Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» 
жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы 
будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно 
использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, 
драматизацию, рисование.
Авторские художественные сказки
Такие сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы поставим своей 
целью помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, то мы, наверное, 
выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией 
(они-то и ценны на тот момент!).
Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный 
сценарий. Например, «Русалочка» Х.-К. Андерсена может формировать у читателя 
комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Кинокомпания У. Диснея даже взяла на 
себя благородную миссию переписывания этой истории.
«Аленький цветочек» как бы программирует негативный сценарий судьбы женщины, 
постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с 
чудовищем (например, с пьющим мужем). «Золушки» вечно ждут принца и теряют зря 
огромное количество обуви...
Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их сказка стала 
причиной возникновения у читателя неприятных переживаний. Негативный жизненный 
сценарий складывается у человека в том случае, если философский, духовный смысл 
сказки им не был понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство 
одиночества и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего 
усиления? Тогда работа с жизненным сценарием читателя должна быть начата с 
переосмысления им философского содержания сказки.
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему 
сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам 
оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы должны 
помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские 
истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, 
интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни,
 что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки
Они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом 
абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) 
одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. 
Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В 
форме дидактических сказок подаются учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания является следующим.
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о 
нравах, привычках, жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые 
сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), 
тяжелое эмоциональное состояние (тоска, одиночество).
3. Обращение к ребенку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и 
знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить 
определенное задание.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом 
математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение 
примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к 
успеху.
Психокоррекционные сказки
Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-