Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА - ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-
 
огромные знания, без которых не будет желаемого результата. Волшебник — это тот,
 кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот 
же, кто научился только размахивать волшебной палочкой, еще не волшебник. Если 
мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства 
может способствовать прорастанию инфантильных тенденций.
Итак, дорогие друзья, волшебство — это серьезно. Волшебство — это то, что рядом 
с нами. Давайте с чистым сердцем будем изучать это явление. Тем более что оно 
так тесно связано с созиданием.
ВИДЫ СКАЗОК
И все же интересно узнать, как появились первые сказки и мифы. Относительно 
волшебных сказок на этот вопрос ответить непросто. А о появлении бытовых сказок 
можно выдвинуть такую гипотезу.
Представьте, что с вами произошла какая-то интересная история. Будете ли вы ее 
скрывать? Чаще всего, нет! Вы расскажете ее друзьям, приятелям, знакомым. После 
пятого-шестого рассказа вы начинаете осознавать, что история постепенно 
обрастает новыми меткими подробностями, ваше поведение в истории становится 
более осмысленным и эффектным. Благодаря неоднократному повторению истории, 
через некоторое время у нее появится «мораль», резюме. Пройдет еще немного 
времени, и ваша история превратится в байку.
Не исключено, что похожие события были в жизни и других людей. Байки имеют 
свойство передаваться из уст в уста. Так появляются анекдоты, притчи, бытовые 
сказки. Так истории нашей жизни, многократно рассказываемые близким и знакомым, 
участвуют в процессе сложения бытовых сказок.
Появление первых мифов часто объясняют процессом осмысления человеком явлений 
окружающего мира. Причем это осмысление сопровождалось «оживотворением» всего, 
что попадало в поле зрения нашего далекого предка.
Если внимательно изучать древние мифы и мифологию народов, «не испорченных 
цивилизацией» (индейцев, африканских племен, северных народностей), то можно 
увидеть три доминирующих идеи: рождение, размножение, смерть. Ранняя мифология 
тесно связана с выживанием, поэтому неудивительно, что многие мифы жестоки. В 
них есть кровавые сцены, а также описание взаимоотношений, неприемлемых для 
современного развитого человека. Они интересны для анализа и исследования, но 
не для терапевтических целей.
Однако есть еще один важный компонент мифов — они отражают объяснение человеком 
идеи сотворения мира. Стремление осознать свои истоки, назначение обрядов и 
ритуалов тесно связано с «мифотворческим» мышлением. Наверное, эта тенденция 
актуальна и сегодня.
Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку разнообразные 
жизненные явления, события, феномены духовного поиска и многое другое.
О том, как создаются различные сказки, подробно написано в «Практикуме по 
сказкотерапии» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, изд. «Речь», 2000 год). Здесь же мы 
кратко остановимся на их назначении.
Мы выделяем пять видов сказок.
Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские 
истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, 
притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, 
и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки 
создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее 
успешно ему служат.
Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. 
Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала 
разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство 
человека и природы.
Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и 
«сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип 
мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления 
природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно 
находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию 
и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике 
сегодня.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи.
1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент любой его элемент может 
заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного 
отношения к тому, что нас окружает. Такое отношение нужно воспитывать у детей и 
к людям, и к растениям, и к рукотворным вещам.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они 
имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия 
другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания 
бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается человеку через испытание, а то, что далось даром, 
может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и 
терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том 
случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея 
важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему 
миру.
Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-