|
волшебство. Когда герою сказки нужно проникнуть куда-то, он превращается в
муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы
«Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой
облик, приобретая при этом необходимые для решения проблемы возможности.
Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких
внешних сил (волшебство Кощея Бессмертного, Царевны Лебеди). То есть
оборотничество обязательно связано с внешним воздействием. Наиболее известные
сказочные оборотни: Царевна-лягушка, Царевна Лебедь, Иванушка-козленочек,
Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон.
Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает понимание тех «масок»,
которые надеваем мы, оказываясь в тех или иных ситуациях. Например, родители
нередко жалуются: с бабушкой ребенок «как шелковый», но стоит ему оказаться
дома — превращается в тирана.
Люди имеют в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи
считают, что чем больше у человека масок, тем больше у него моделей поведения и
реагирования, а следовательно, тем лучше он приспособлен к социальным условиям.
Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное — за ними не потерять
свое истинное лицо. По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные
герои не слишком часто пользуются возможностью превращения...
Однако для нас важно, что оборотничество обратимо и предполагает возвращение к
истинному лицу. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком,
который бывает то милым и добрым, то агрессивным и гадким. В этом случае можно
заподозрить оборотничество. Причем оборотничество проблемное. Это случается,
когда герой в силу каких-либо причин теряет или не может проявлять свой
настоящий образ.
Допустим, произошел сбой: царевич Гвидон вовремя «не пришел в себя». Теперь он
то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его
мать — в панике: где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком
состоянии приходят на прием к психологу родители и просят им помочь. И здесь
наша задача — помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это
можно сделать?
Можно обсудить с оборотнем явление оборотничества. Сначала мы обсуждаем эти
эпизоды на материале сказок, затем задаемся вопросом: а может ли быть такое в
жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности? Что же можно сделать, чтобы
он, наконец, вернул себе истинное лицо? А истинное лицо, как учат сказки и
жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что
он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что — плохим — вот вопросы,
над которыми мы размышляем, находясь в поисках истинного лица...
Оборотничество может символизировать и смену социальных ролей-масок. В жизни
каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно:
быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и начальником... И здесь мы
используем оборотничество. И чем гибче мы это делаем, тем больше у нас шансов
услышать о себе: «Он хорошо приспособлен к жизни». Однако нельзя забывать
важную заповедь: «Помни о своем истинном лице!»
Оборотничество как прием часто используется педагогами и психологами: «А сейчас
мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!», «Представьте себя деревом,
которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная
сила!». И, конечно, самые профессиональные оборотни — это актеры.
Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-ниндзя, и..
.» Поэтому наша задача — сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным.
Итак, представим, что ребенок желает превратиться в черепашку-ниндзя или в
человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важно понять,
что он приобретет, пережив превращение.
— Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-ниндзя. Прекрасно! Каким ты станешь
после превращения, какие качества приобретешь?
— Силу, сноровку, способность находить выход из любых трудных ситуаций,
справедливость. Это очень важные качества. Но когда ты превратишься из
черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких
ситуациях ты сможешь применить эти качества?
С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского
оборотничества осмысленным.
Метаморфоза
Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения.
Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу, — это мифологическая Дафна
и Русалочка из сказки Андерсена.
Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молится о спасении
и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в
такой метаморфозе? Однако для духовного состояния Дафны трансформация позитивна.
Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем новом качестве имеет
возможность венчать головы самых талантливых людей.
Русалочка. Эта уникальная героиня Х.-К. Андерсена в одной сказке пережила две
метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, а потом из девушки — в одну из
бестелесных дочерей воздуха. В конце сказки она стала на путь третьей
метаморфозы: вскоре она превратится в существо, имеющее бессмертную душу.
В сказках главному герою нередко помогает чудесный конь. В конце же сказки,
когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного
помощника, конь просит отрубить ему голову. Такой неожиданной просьбой он,
разумеется, ставит героя в тяжелое положение. И когда герой, с болью в душе,
отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой
освобождает душу соратника.
|
|