Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА - ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-
 
Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа человека, его характер, 
система ценностей имеют ресурс положительных изменений. И это то, что может 
подкрепить нашу веру в успех. Люди нередко коренным образом меняют свою 
внешность, имидж, систему взглядов, жизнь. И это для них является новой 
ступенью в развитии.
Итак, трансформация, как аспект волшебства, подразумевает чудесные, но 
подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в 
нашей жизни.
Однако трансформация может происходить и с помощью недоброго волшебства — 
колдовства. Разве можно назвать «хорошим» превращение сказочных героев, 
например, в Карлика Носа, в лягушку, в чудовище? Оказывается, можно, если 
смотреть на конечный результат. Оборотничество в неприятное существо многому 
учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто 
приобретают веру. А это, безусловно, позитивный результат с точки зрения 
развития души.
Четвертый аспект волшебства —
появление обитателей волшебного мира
Обитатели волшебного мира — это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и 
многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям 
сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут 
себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей 
природой.
По-видимому, появление волшебных существ связано с одушевлением природных сил. 
Мы знаем, если человек не может что-то себе объяснить, то он создает образ, миф 
или сказку. Природа многое дает человеку, но бывает, что и отбирает. Последнее 
чаще всего случается тогда, когда человек нарушает важный закон взаимоотношений 
с природой. Поэтому волшебные существа, олицетворяющие природные силы, бывают 
не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Они бывают и злыми, и коварными, и 
опасными, иногда — глупыми.
Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно понимали «характер» 
окружающего мира. Характерологическими персоналиями окружающей природы стали 
выступать обитатели волшебного, тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, 
домовые, ветры и облака, горные жители. Все они как бы являлись хранителями 
закона на своей территории. И если человек хотел жить в выбранном месте, он 
должен был почтительно относиться к невидимым существам.
Такие рассуждения могут показаться вам, дорогие читатели, архаичными. Однако 
вера в существование волшебных существ предохраняла людей от бездумного и 
потребительского отношения к природе. Предки знали, что, если все время брать, 
разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно придет возмездие.
Сегодня осмысленное бережное отношение к природе становится насущной 
необходимостью. Не так давно мне и моим коллегам посчастливилось побывать в 
Северной Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от 
стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы 
удивлялись гостеприимству и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя 
сердиться — рядом горы».
Немало интересных, захватывающих историй рассказывают местные жители об озере 
Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера стараются сохранить его 
экологию.
Безусловно, не на страхе перед наказанием должно строиться отношение человека к 
природе, а на знании природы и любви к ней.
Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало 
интересного из мифологии и философии Древней Греции, а также из исследований 
великого Парацельса. Парацельс (настоящее имя — Филипп фон Гогенгейм) — 
средневековый врач и естествоиспытатель — подверг критическому пересмотру идеи 
древней медицины.
Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой 
природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. 
Парацельс разделил всех духов на четыре группы в соответствии со стихиями, 
которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли — гномы, духи воды — 
ундины, духи огня — саламандры, духи воздуха — сильфы.
Парацельс говорил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, внешне 
напоминающими человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир 
природных духов в силу недоразвитости чувств.
За этими размышлениями Парацельса стоит идея одухотворенности окружающего мира. 
Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и 
они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь 
речь?.. Так или иначе, идея живой природы дает нам богатый инструментарий для 
развития личности.
Давайте попробуем поговорить с ребенком или подростком о духах земли. Они живут 
под землей, на земле, в лесу, на деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. 
От места обитания зависит характер духа. Чем жестче условия, тем суровей 
характер. В западных сказках мы встречаемся с гномами. Они берегут и осваивают 
недра земли. Их взаимодействие с человеком зависит от его отношения к ним. Если 
он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, гномы ему помогут и 
одарят. В противном случае гномы могут принести человеку вред. Сокровища, 
которые хранят недра земли, не должны вызывать у человека жадности, ведь так 
недолго и голову потерять, — этому учат нас гномы.
Невидимые существа живут в лесу. Быть может, в каждом дереве есть свой дух? 
Тогда можно ли бездумно ломать ветки, рубить деревья, оставлять мусор? Как 
отнесется к этому хранитель леса (раньше его называли лешим)? Он может 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-