|
* Какое влияние на движения человека и его телесное “я” оказывает пол, возраст,
социальное положение, сексуальная ориентация, национальность?
Мастерские также побуждали участниц группы к обсуждению тех вопросов, которые
связаны с “рутиной арт-терапевтической практики”, ролью арт-терапевта и членов
группы в ходе сессий и других. Одним из центральных был также вопрос о роли
ожиданий и потребностей в арт-терапевтическом процессе.
Заключение
Привлечение представлений танцедвигательной и телесно-ориентированной терапии и
теории культуры для анализа арт-терапевтического процесса расширяет возможности
арт-терапии и позволяет решить следующие задачи:
1. Критически осмыслить традиционный подход к пониманию арт-терапевтического
процесса как связанного с созданием серии изобразительных образов и
характеризующегося явно недостаточным вниманием к комплексным коммуникативным
проявлениям, затрагивающим телесный опыт и движения тела (как клиента/членов
группы, так и психотерапевта).
2. Развить современные взгляды на субъективность как предполагающую соотнесение
различных референтных систем и феноменов разного уровня сложности.
3. Изучить циклы “ожиданий и разочарований”, связанные с трансформацией объекта
удовлетворения потребностей в арт-терапевтическом процессе, и их отражение в
движениях клиента/участников группы.
4. Рассмотреть импровизацию как “становящийся зримым процесс” (Novak, 1990),
особый, характеризующийся высокой степенью спонтанности способ одновременного
реагирования на внутреннюю и внешнюю реальность.
5. Использовать ведение дневника самонаблюдений в качестве средства,
позволяющего зафиксировать “физические импульсы”, включая те аффективные
проявления, которые лежат в основе творческой деятельности, а также как особого
способа документирования “смысла движений”, включая этап их описания, рефлексии,
изменений и нового описания.
6. Более осознанно использовать в арт-терапевтической работе соматический опыт,
в особенности тот, который связан с переживанием “диссоциации” (ощущением
онемения, “обесчувствливания”, шока) и использованием направленных на
преодоление определенных техник телесно-ориентированной терапии.
7. Лучше понять то, каким образом происходит формирование “жестких” систем
значений, связанных с жестким контролем над эмоциональными и телесными
реакциями и использованием полярных оценок с тем, чтобы преодолев эти системы
значений, достичь большей гибкости и открытости для множества разных
возможностей и освоения новых видов опыта.
8. Использовать стратегию партнерства по обучению, стимулирующую активность
обучающихся и взаимный обмен знаниями в контексте арт-терапевтической группы, в
частности, для развития групповой ответственности и исследования новых
представлений.
Литература
* Bachelard, G.(1994) The Poetics of Space. Boston: Beacon Press.
* Bauman, Z. (2000) Intimations of Postmodernity. London: Routledge.
* Benson, C. (2001) The Cultural Psychology of Self. London: Routledge.
* Caldwll, C.(1996) Getting Our Bodies Back: Recovery, Healing, and
Transformation through Body-Centred Psychotherapy. Boston: Shambahala.
* Claxton, G. (1999) Wise Up: The Challenges of Life Long Learning. London:
Bloomsbury.
* Crichton, S. (2000) ‘Donkey at a horse fair’ in Greenland, Penny (ed.) What
cancers do that other Health Workers Don’t... Leeds, UK: JABADAO Centre for
Movement Studies: 61–83.
* Desmond J. (1997) Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance. London:
Duke University Press.
* Elliott, A. (1992) Social Theory and Psychoanalysis in Transition. Oxford:
Basil Blackwell.
* Elliott, A. (1996) Subject to Ourselves: Social Theory, Psychoanalysis and
“Postmodern ity. Cambridge: Polity.
* Elliott, A. (2001) Concepts of the Self. Cambridge: Polity.
* Fabre-Lewin, M. (1997) ‘Liberation and the Art of Embodiment.’ In S. Hogan
(ed). Feminist Approaches to Art Therapy. London: Routledge: 115–124.
* Fink, B. (1995) The Lacanian Subject: Between Language and Jouissance.
Princeton, New Jersey: Princeton University Press.
* Fink, B. (2000) A Clinical Introduction to Lacanian Psychoanalysis: Theory
and ‘Technique. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
* Fink, B. (1995) The Lacanian Subject: Between Language and Jouissance.
Princeton, New Jersey: Princeton University Press.
* Fink, B. (2000) A Clinical Introduction to Lacanian Psychoanalysis: Theory
and 'Technique. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
* Fitzgerald, P. (2001) Self and Others: An Interview with Ciaran Benson' in
CIRCA Irish and International Contemporary Visual Culture, 96, Summer
2001:18–21.
* Frey, C. (1997) Improvisation: Motions for Living Texts. PhD Dissertation,
Victoria, Canada: University of Victoria (quotations by email).
* Greenland, P. (2000) If you listen very carefully you can hear yourself
blink' In: Greenland, Penny What Dancers do that other Health Workers Don't...
Leeds, UK: JABADAO Centre for Movement .Studies: 29–61.
* Kurtz, R. (1990) The Hakomi Method: Body Centred Psychotherapy. Mendocino,
California: Life Rhythm.
* Lakoff, G. and Johnson, M. (1980) Metaphors We Live By. Chicago: University
|
|