Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Памела Уайтекер - Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
* выбор участницами индивидуальных фрагментов из большого “паззла” 
(представлявшего собой разрезанный на множество разных по форме кусочков лист 
фанеры) с их последующей раскраской; затем члены группы собирали фрагменты и 
обсуждали созданные образы; в последующем эта работа в качестве групповой 
фрески находилась на стене студии; 
* держа концы парашюта, участницы группы двигались по кругу, поднимали и 
опускали парашют, приближались к центру круга и расходились и т. д.; иногда они 
его натягивали или клали на пол и затем проползали под парашютом или совершали 
под ним те или иные действия; 
* изготовление из различных материалов (картона, шерсти, пластика, кожи, нитей 
и т. д.) трехмерных мобильных скульптур, которые затем подвешивались к потолку; 
данная работа вначале предполагала индивидуальную, а затем — совместную работу, 
связанную с взаимной помощью при подвешивании скульптур к потолку; 
* участницам группы было предложно сесть в круг, за пределами которого 
располагался ряд черно-белых фотографий формата А4; после этого они двигались 
по кругу, рассматривали фотографии (фотографии изображали пейзажи, людей, виды 
города и т. д.); затем фасилитатор раздавал членам группы конверты с 
находящимися с них более мелкими, являющимися своеобразными подарками 
фотографиями; затем члены группы открывали конверты и доставали из них 
фотографии, после чего им предлагалось прореагировать на полученный подарок или 
на т фотографии, которые были расположены по кругу, путем создания визуальных 
образов или написания текста; 
* в центре студии находились разнообразные ударные инструменты; членам группы 
предлагалось при желании играть на них в ходе изобразительной работы; когда 
несколько участниц играли на инструментах, другие работали над созданием 
визуальных образов; кроме того, ведущая использовала CD-плейер с различной 
музыкой, служившей фоном в процессе создания членами группы визуальных образов; 

* одна из участниц группы предложила другим исполнять в конце каждого занятия 
своеобразный ритуал, передавая по кругу зажженное благовоние; 
* другая участница группы предложила другим использовать изобразительные приемы 
Дж. Поллока, рисуя на большом листе картона руками и ногами или выплескивая на 
него краску, что предполагало гораздо большее, чем обычно, вовлечение тела в 
процесс художественной экспрессии; 
* та же самая участница в ходе завершающей сессии предложила “разобрать” 
групповую работу, прося других по очереди вырезать из нее созданные ими 
фрагменты. 
* Все эти коллективные упражнения и виды деятельности перемежались с 
самостоятельной и ненаправляемой фасилитатором изобразительной работой. Однако 
даже когда сессии фасилитировались, часть их времени предполагала 
самостоятельную работу участниц группы.
* Изобразительная работа и разные виды групповой невербальной активности 
дополнялись обсуждениями. В ходе обсуждений, помимо изобразительных работ, 
затрагивались следующие темы:
* стратегия партнерства по обучению и ее влияние на ход и результаты 
художественной деятельности; 
* “талисманы” в арт-терапии и каким образом они “воплощают”, а не обозначают 
чувства своих создателей; 
* использование метафор в арт-терапии с целью обозначения разных видов опыта, 
формирования коллективной ответственности. 
Значимой темой совместных обсуждений стала также организация пространства 
совместной работы, что было связано с анализом того, где участницы группы 
работали в ходе сессий (в определенном личном пространстве; делили свое 
пространство с другими или перемещались из одного пространства в другое); каким 
образом пространство может получать новые “измерения” (например, путем создания 
мобильных скульптур, дополнения визуального творчества иными видами творческой 
экспрессии); каким образом пространство может быть “поделено” участницами 
группы и других аспектов групповой работы.
С целью стимулирования обсуждения проблем, касающихся телесного опыта в 
арт-терапии, участницам мастерских была розданы печатные материалы, содержащие 
цитаты и следующие вопросы:
* Какие движения вы совершаете, используя разные изобразительные материалы — 
краску, глину, пастель и другие? 
* Сколько места на листе вы занимаете при создании изображения? 
* Сколько места в пространстве арт-терапевтической студии вы занимаете в ходе 
своей работы? 
* Как много места, по сравнению с другими членами группы, вы занимаете в ходе 
работы? 
* Какие движения вы совершаете, создавая изобразительный образ? 
* Что вы чувствуете, когда за вашей работой наблюдают другие? 
* Осознаете ли вы свое положение в пространстве в ходе изобразительной работы? 
* Как вы воспринимаете расположение ведущего в пространстве студии? 
* Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы воспринимаете прилив энергии? 
* Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы чувствуете усталость? 
* Что заставляет вас двигаться и испытывать прилив энергии в ходе 
арт-терапевтических сессий? 
* Какое воздействие на движения других членов группы оказываете вы и ваши 
работы? 
* Каким образом ваши движения связаны с возникновением новых идей и чувств? Как 
телесный опыт влияет на содержание образов и их восприятие? 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-