|
“непрофессиональным” в арт-терапевтичских подходах, использовать разные формы
поведения и образы, которые не столько находят окончательные формы для своего
воплощения, сколько множатся. “Гетерогенность” экспрессии, освобожденной от
необходимости создавать какой-либо конкретный и единственный образ, повышает
восприимчивость к скрытым аспектам символического языка, тем аспектам, которые
связаны с телом и его жестами.
“Движение стало самоцелью… и совершается автоматически, в ответ на сотни
различных ментальных образов, связанных с “течением” в определенном направлении
и совершением неких действий” (Whitehouse, 1995; p. 243). Привычка и рутина при
этом связаны с замкнутым пространством, неподвижностью и отсутствием гибкости.
“Иной взгляд на нашу жизнь… требует, прежде всего, освобождения от автоматизмов
и привычных форм поведения — тех форм, поз и оценок, которые ее упорядочивают”
(Tufnell, 2000; p. 12). “Наш телесный опыт до сих пор ассоциируется с чем-то
постыдным, опасным, шокирующим и разрушительным…, для некоторых из нас телесный
опыт ассоциируется с болью, так что единственным способом обращения с
собственным телом являются его “похороны” — его практически полное
обездвиживание и “обесчувствливание” (Crichton, 2000; p. 76).
Танцедвигательная и телесно-ориентированная терапия связаны с представлением о
том, что работа с телом оказывает влияние на психику. Кристин Келдуэлл
(Caldwell, 1997) обозначает эти направления психотерапевтической работы
понятием “соматической психологии”, что связано с восприятием тела в качестве
инструмента получения новых форм опыта, нежели в качестве простого средства
перемещения в пространстве, освобождением от контроля за его реакциями с тем,
чтобы установить с собой и окружающим миром новые, непосредственные и более
активные отношения. Являясь телесно-ориентированным психотерапевтом, Келдуэлл
исходит в своей работе из представления об аддиктивном характере поведения и
телесных реакций большинства людей и пытается идентифицировать те компульсивные
двигательные проявления, которые связаны с движением к чему-либо или от
чего-либо с тем, чтобы достичь комфорта и безопасности. Такого рода аддикции
основаны на определении человеком того, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
При этом сенсомоторные реакции связаны с автоматическим отделением одного от
другого. Путем использования различных вопросов Келдуэлл стремится привлечь
внимание клиента к своим телесным реакциям и, в конечном счете, преодолеть
бинарную организацию субъективного опыта. Вопросы также служат повышению
соматической и психологической чувствительности и осознанности телесных
проявлений.
Интегративная соматика Хакоми является телесно-ориентрованным методом
психотерапии, связанным с самосознанием и развитием “соматических ресурсов”.
Данный подход подчеркивает многомерность и комплексность психического опыта и
то, что он не может быть ни “хорошим”, ни “плохим” и имеет непосредственный и
неконтролируемый характер. Основной задачей метода является развитие
способности к восприятию многомерности опыта, в особенности в случае
перенесенных психических травм, когда ощущения тела утрачены (Thomas, 2000; p.
8).
В рамках данного подхода также подчеркивается роль свидетеля, помогающего в
осознании телесного опыта посредством механизма рефлексивного наблюдения.
Свидетель наблюдает за особенностями телесных реакций и сообщает о них клиенту.
Особый интерес для арт-терапевтов может представлять фасилитация сенсомоторных
реакций на создание визуального образа, переход от визуальной к сенсомоторной
экспрессии и обратно, с тем, чтобы увидеть, что происходит, когда клиент
использует оба вида экспрессии. Следует подчеркнуть, что в основе вербальной
экспрессии могут лежать телесные ощущения. Если отойти от лакановского
утверждения о некорректности вербальных интерпретаций символических образов и
традиции искать в них определенный смысл, можно предполагать, что благодаря
фокусировке на телесных реакциях в вербальной экспрессии произойдут
существенные изменения: понятия, которые используются для характеристики
образов, станут “неприглаженными” и некоординированными, многие из них будут
относиться к пресимволическому уровню и отражать телесный опыт” (Libbrecht,
1994).
Психоанализ как сугубо “разговорная психотерапия” основан на традиционном
использовании речи: “Человеческие тела включаются в психоаналитический процесс
либо как говорящие тела, либо как те тела, о которых говорят” (Libbrecht, 1994;
p. 7). Само же тело при этом не более чем “пространство”, “пустота” или “чистый
экран”, лишенные каких-либо репрезентаций. Это также часто характерно для
арт-терапии. Каким же образом можно репрезентировать тело, его движения и его
“кинетическую субъективность” в арт-терапевтическом процессе?
Гендлин (Gendlin, 1989, 1992) пытается освободить тело от связанных с телом
стереотипов посредством “внутреннего чувствования”. Он определяет осознание
телесных ощущений как “особый вид сознания, который выходит за рамки
возможностей логического мышления,… как вмещающий в себя последующие движения,
в том числе те, которые еще не обрели своей формы” (Gendlin, 1992; p. 347).
Все вышеназванные подходы и концепции, связанные с изучением тела и его
движений в психотерапии, так или иначе относятся к диалогическим областям
познания, объединяющим танец, перформанс-арт, поэзию, философию, политику и т.
д. Их объединяет стратегия плюрализма, позволяющая выходить за границы
различных дисциплин и соотносить разные представления. Идея о том, что
субъективность представляет собой процесс или “репрезентационную случайность”
(Elliott, 1996; p. 34) способна привести к пересмотру имажинативного
пространства арт-терапии с тем, чтобы укрепить его связь с бессознательным и
активизировать междсциплинарный обмен.
|
|