|
Мастерские имели основной целью раскрытие потенциала арт-терапии, связанного с
движением, телесным опытом и культурой. Участницы группы должны были выступать
в качестве “партнеров по обучению” Партнерство по обучению предполагает наличие
определенного опыта предыдущего участия в арт-терапевтических тренингах. В
сочетании с жизненным и профессиональным опытом это позволяет сделать общение
между членами группы более динамичным и опираться на те идеи, которые
генерируют они сами и которые связаны с их пониманием арт-терапии в контексте
повседневной жизни) с тем, чтобы разрушить привычные для арт-терапии стереотипы
поведения клиента и психотерапевта — “рисуем-обсуждаем-рисуем-обсуждаем”
(именно такая форма проведения арт-терапевтических сессий наиболее часто
используется в работе со взрослыми). Модель партнерства по обучению давала
возможность исследования тех идей, которые связаны с общей ответственностью,
совместной работой, выражением различий, обменом опытом, обнаружением различий
и т. д. Эта модель опирается на опыт предшествующего обучения членов группы и
их жизненный и профессиональный опыт, предлагая им обменяться своими знаниями и,
в то же время, давая им возможность для эксперимента.
Группа самостоятельно принимала решения, касающиеся тематики каждой сессии.
Наличие в группе множества индивидуальностей отражалось в многообразии форм
деятельности и точек зрения в ходе сессий. Это предполагало особый характер
обсуждений, включающих значительный элемент культурологического анализа в духе
постмодернистской субъективности. Это проявлялось, в частности, в таких
определениях, как “эмержентная множественность”, “амбивалентность”,
“мобильность”, “транзиторная неопределенность”, “противоречивая
территориальность”, “сериальное многообразие”, “неукорененное существование”,
“нелинейная активность”, “непредвиденная рефлексивность” (Bauman, 2000). Такая
современная субъективность связана также с деконструкцией авторитарных
отношений и выражением разных точек зрения, что ассоциируется скорее с
движением “через” и многообразием перспектив, нежели с движением к чему-то
определенному и выбором чего-то одного (одного лица, пункта назначения, системы
верований, способа действий). Даваемое Эллиоттом (Elliott, 2001) определение
современной субъективности подчеркивает активный характер личности. Оно
предполгает выявление альтернатив и процессуальную характеристику “я”.
Нерешительность в этой ситуации рассматривается как условие “расширения
психического пространства” (Elliott, 2001) и связана с возможность принятия
разных образов “я” в постоянно расширяющемся диапазоне контекстов, что дает
возможность для “ревизии имажинативного пространства” (Elliott, 1996, p. 33).
По мнению Эллиотта (Elliott, 2000), четких границ “я” больше не существует;
современное “я” характеризуется постоянно увеличивающейся восприимчивостью к
иным позициям и “поразительной терпимостью” к противоречиям. Оно также
совмещает в себе разные стили жизни, двигаясь между множеством различных
фокусов значений. Альтернативные точки зрения делают идентичность менее
фиксированной. разрушают стереотипы и бытие “в единственно возможном виде”.
Подвижность реакций и способность к постоянной адаптации к внешним изменениям и
стрессам в значительной мере связаны с таким сознанием, которое характеризуется
“физической и имажинативной алертностью” (Tufnell, 2000; p. 19).
Все это может быть отчасти следствием групповой работы — в данном случае,
работы в арт-терапевтической группе, — хотя и предполагает определенный риск
возникновения тревоги и усиление у членов группы потребности к возвращению в
“безопасное пространство”. Когда человек сбивается с привычного пути и
перестает видеть смысл в своих действиях, может развиваться состояние
фрустрации. Если же действия продолжаются, в конце концов возникает
рефлексивность особого рода: “Основным условием преемственности чувства “я”
является человеческое тело; оно выступает в качестве некой константы посреди
множества зыбких идентичностей, являясь материалом, ощутимым субстратом,
контейнером, двигателем и выразителем прошлых, настоящих и будущих
идентичностей” (Bauman, 2001; p. 194).
Проведение мастерских позволило также увидеть, как движения и телесный опыт
проявляются в языке, посредством использования метафор повседневного
употребления. Лакофф и Джонсон (Lakoff and Johnson, 1980, 1999) подчеркивают
значение этих метафор (“тех метафор, с которыми мы живем”) как индикаторов
различных соматических процессов и ощущаемых человеком реакций на разные
жизненные события. Лакофф и Джонсон также указывают на тесную связь телесного
опыта с сознанием и то, что движения тела являются результатом развития его
способности к реагированию на текущие и предвосхищаемые средовые воздействия.
Движения тела имеют различные траектории, отражающие как осознаваемые, так и
неосознаваемые реакции. Лакофф и Джонсон полагают, что эти реакции могут быть
выражены с использованием тех метафор, которые используются людьми в
повседневном общении. При этом мысли, чувства и движения интегрируются на
метафорическом уровне с тем, чтобы обеспечить наиболее содержательную
характеристику состояния. Некоторыми метафорами такого рода, высказанными
участницами мастерских, являлись следующие:
“Не могу сдвинуться с места”,
“Хочу себя отпустить”,
“Я повернулась к нему/к ней/к ним спиной”,
“Я летаю”,
“Я ухватилась за эту возможность”,
“Он/она — моя головная боль”,
“Меня отодвинули в сторону”,
“Мои ноги ватные”,
“Мне не усидеть на одном месте”,
|
|