|
Памела Уайтекер
Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии
Введение
Движение привносит дополнительные сложности в арт-терапевтические исследования,
поскольку оно связано с изменением значений художественного образа и способов
его создания. Теория танцедвигательной терапии, а также теория культуры и
телесно-ориентированной терапии позволяют рассматривать движения человеческого
тела как последовательность действий произвольного и непроизвольного характера.
“Эти теории также позволяют понять движущееся “я” как нечто находящееся в
процессе постоянных изменений и самообновления” (FitzGerald, 2001; p. 18) — как
отражение постмодернистской индивидуальности, находящейся в активных отношениях
с миром и экспериментирующей с различными альтернативами (Elliott, 2001).
Не имея фиксированного положения в пространстве или устойчивой направленности
движения, современное “я” пребывает в свободном движении. Отсутствие
стабильности дает возможность того, что Эллиотт (Elliott, 1996) называет
“радикальным воображением”. При этом “я” выступает скорее в качестве глагола, а
не существительного (FitzGerald, 2001; p. 18): изменения положения тела или
характера движения отражают психологические и физические трансформации в
личности. Репрезентации “я” при этом варьируют: как только создан один образ,
появляется другой. “Я” таким образом представлено в виде некой
последовательности или процесса. При этом оно отражено в движениях, имеющих
импровизационный характер.
“Разрушение предсказуемого образа связано с тем, что образ начинает расти…
спонтанно, на основе своей собственной структуры… Вследствие этого начинает
более активно проявляться система потребностей, и вы так или иначе должны
работать с тем загадочным нечто, которое представлено на холсте. Возможно, при
этом возникает новый, более органичный образ — отличный от того, который был
создан в начале… Очевидно, что по мере того, как основанный на ощущениях образ…
начинает проявляться, художник становится более непринужденным. Я думаю, что
после этого включается “внутренний критик” и начинается работа по достраиванию
того, что было создано импульсивно и органично, “по воле случая”” (Sylvester,
1999; pp. 160–161).
Процесс взаимодействия с образом имеет кинетический характер и позволяет
запечатлеть “движения” психики (McNiff, 1992; 1998). Отсутствие движения и
неспособность его восприятия (McNiff, 1992) контрастирует со способностью
человека отслеживать свои соматические и кинетические ощущения как то, что
отражает выход за пределы фиксированных представлений. Танец “нефиксирован”; в
каждый момент времени он предполагает движение в новом направлении новые
действия. Теория танцедвигательной терапии позволяет рассмотреть тело на
физическом и метафорическом уровнях как отражение “смысла в движении” (Desmond,
1997), неустойчивой идентичности и “текучих” репрезентаций. Все это характерно
для соврменной культуры, отличительными чертами которой являются
транснациональность, безграничность, путешествия, множественность. Современные
культурологические исследования и исследования телесного опыта предполагают
использование представлений психоанализа, феноменологического подхода,
телесно-ориентированной терапии, психологии и психосоматической медицины. Грани
между отдельными дисциплинами не являются более жесткими и носят открытый
характер. Концепции танцедвигательной терапии, дополняемые теорией культуры,
позволяют понять, “как социальная идентичность человека отражается в стиле его
поведения и как использование им своего тела в танце раскрывает, усиливает или
дополняет движения его тела вне танца, в том или ином историческом контексте”
(Desmond, 1997; p. 29).
Арт-терапия позволяет запечатлеть изменение репрезентаций путем использования
множества образов и форм, связанных с различными значениями, которые никогда
нельзя в полной мере определить. Она также дет возможность увидеть континуум
разных экспрессивных форм, запечатленных в различных художественных материалах.
Соединение теории арт-терапии с представлениями танцедвигательной терапии и
теорией культуры может обогатить наше понимание связанного с
арт-терапевтическим процессом телесного опыта — созданием художественных
образов, движением в пространстве арт-терапевтической студии, общением с
другими или погружением вовнутрь. Это также может помочь в понимании
“кинестетической субъективности” (Desmond, 1997) — той, которая определяется
посредством тела и его движений.
Руководствуясь данными представлениями о “мобильном я” и вышеназванными идеями,
в рамках организованной Университетом Ольстера (Белфаст, Северная Ирландия) и
арт-терапевтической группой Северной Ирландии (NIGAT) летней школы мы провели
специальные мастерские под названием “Визуальное искусство в движении: движения,
импровизация и ощущения в арт-терапии”. В ней участвовали девять знакомых с
арт-терапией женщин. Все они ранее посещали либо летнюю школу арт-терапии, либо
специальные арт-терапевтические программы. В ходе мастерских участницам
предлагалось исследовать множество аспектов движений в арт-терапии. Реакции и
наблюдения участниц мастерских позволили обозначить несколько основных тем,
связанных с “формированием пространства”, импровизацией-предсказуемостью,
содержательностью-бессодержательностью, а также изменением потребностей и их
отражением в общении. Мастерские не имели психотерапевтической направленности,
но давали участницам возможность исследовать те представления, которые могли бы
обогатить арт-терапевтическую практику.
Теоретическое обоснование мастерских
|
|