|
позволяла проследить развитие группы. Авторы статьи признают, что для проверки
надежности групповой фрески в качестве инструмента диагностики уровня развития
группы необходим большой объем наблюдений и сравнение рисунков, созданных за
определенный период работы групп. Полученные предварительные результаты
обнадеживают. Розен собирается продолжить исследование. Его результаты позволят
арт-терапевтам внести вклад в исследование процессов групповой психотерапии.
Результаты нашего исследования подтверждают предположение Херман (Herman, 1977),
что высокий уровень сплоченности может характеризовать даже начинающие группы.
В двух из четырех групп, с которыми мы работали, были подгруппы участников,
хорошо знакомых друг с другом и с ведущей. Группа, члены которой имели ранее
длительный и тесный контакт с ведущей, также выступавшей одной из участниц
воркшопа, создала наиболее интегрированную фреску. Поскольку три группы из
четырех были на начальной стадии развития, особенности их состава оказали
решающее влияние на процесс и результаты совместного рисования. Это также
характерно для четвертой группы.
Херман также считает, что проявления интеграции и дезинтеграции в групповых
фресках связаны со стадией развития группы. Работы начинающих групп в нашем
исследовании характеризуются низким уровнем интеграции. Фреска тренинговой
группы также, на первый взгляд, не отличается интегрированностью. Такую фреску
могла создать группа психотиков. В те же время, очевидно, что лист бумаги
оказался контейнером, способным удерживать хаотичную энергию группы. В
определенный момент работы группа вышла за границы листа, продолжая рисовать на
лицах друг друга.. Мы осознаем, что подобные проявления дизорганизации и
регресса могут иметь место при использовании изобразительных средств. Очень
важно, чтобы в группе при этом присутствовал опытный психотерапевт, способный
видеть проявления регрессивных реакций в поведении участников группы и
направлять эти реакции на обслуживание интересов их «я». Если бы подобные
реакции происходили в группе, состоящей из менее знакомых лиц или психотиков,
связанные с боди-артом тенденции можно было бы расценить как проявление
бессознательного отреагирования и считать их антитерапевтичными.
В нашем исследовании мы опирались на представления системного подхода к
пониманию групповой динамики и использованию групповой фрески в качестве
инструмента ее изучения. Следующим этапом исследования одного из авторов статьи
будет применение арт-терапевтических методов на основе системного подхода при
работе с арт-терапевтическими группами.
Литература:
Agazarian, Y. M. (1989) Group-as-a-Whole Systems Theoryand Practice. Journal of
The Eastern Group Psychotherapy, 13 (3-4), 131-154.
Agazarian, Y. M (1992) Phases of Development in the Systems-Centered Group.
Working Paper prepared for The Systems-Centered Workshop IV, Newark, NJ.
Agazarian, Y. M., and Peters, R. (1981) The Visible and Invisible Group: The
Perspectives on Group Psychotherapy. London: Routledge and Kegan Paul.
Azima, H., Cramer-Azima, F., & Wittkower, E. D. (1957) Analytic Group Art
Therapy. International Journal of Group Psychotherapy, 7 (1), 243-260.
Baruch, A. (1969) Art Therapy as Related to Group Therapy. In H. M. Ruitenbeek
(Ed.) Group Therapy Today: Styles, Methods, and Techniques (pp. 345-349). New
York: Artheron Press.
Baruch, D. W., & Miller, H. (1951) The Use of Spontaneous Drawing in Group
Therapy. American Journal of Psychotherapy, 5 (1), 45-58.
Bennis, W. G., & Shepard, H. A. (1956) The Theory of Group Development. Human
Relations, 9, 415-437.
Bion, W. R. (1959) Experiences in Groups. London: Tavostock.
Denny, J. M. (1972) Techniques for Individual and Group Art Therapy. American
Journal of Art Therapy, 11 (3), 117-134.
Dunn, M. D., & Semple, R. A. (1956) “But Still It Grows”: A Use of Spontaneous
Art in a Group Situation. Devon, PA: Devereaux Foundation.
Hammer, E. F. (1971) The Clinical Application of Projective Drawings.
Springfield, IL.: Charles C. Thomas.
Harris, J. & Joseph, C. (1973) Murals of the Mind: Image of a Psychotic
Community. New York: International Universities Press.
Herman, P. (1977) Group Cohesion in Art Therapy: A Pilot Study. Unpublished
Master’s Thesis, Hahnemann University, Philadelphia, PA.
Jung, C. (1964) Man and His Symbols. London: Aldus Books.
Kris, E. (1952) Psychoanalytic Explorations in Art. New York: International
Press.
Kwiatkowska, H. Y. (1978) Family Therapy and Evaluation Through Art.
Springfield, Il.: Charles C. Thomas.
Lachman-Chapin, M. (1976) Training Art Therapists in Group Art Therapy. In R. H.
Shoemaker (Ed.) Creativity and the Art Therapist’s Identity. Baltimore, MD:
Proceedings of the 7th Annual Conference of the American Art Therapy
Association, 13-17.
Landgarten, H. (1981) Clinical Art Therapy: A Comprehensive Guide. New York:
Brunner/Mazel.
Levock, M. (1980) Group Dynamics of Dependency and Counterdependency Manifested
in Drawings of Graduate Art, Movement, and Music Therapy Students. The Arts in
Psychotherapy, 7 (2), 87-96.
Lewin, K. (1951) Field Theory in Social Science. New York: Harper & Row.
Machover, K. (1949) Personality Projection in the Drawings of the Human Figure.
Springfield, Il: Charles C. Thomas.
Naumburg, M. (1966) Dynamically Oriented Art Therapy. New York: Grune and
|
|