|
становится групповым рисунком или групповой фреской). Херман проанализировала
рисунки с точки зрения признаков организации-дизорганизации. Она обнаружила,
что высокая сплоченность может отмечаться уже при первых встречах и не зависит
от продолжительности совместной работы участников. В большей мере сплоченность
определяется уровнем функционирования группы, связанным со стадией ее развития,
что не всегда определяется временем ее работы. Авторы данной статьи солидарны с
Херман в том, что дизорганизация в группе может быть связана со стадией ее
развития. Рисунки, созданные группой психотиков, могут быть схожими с теми,
которые созданы группами с высоким уровнем функционирования, в которых
проявляются феномены «расщепления» и «фрагментации», прежде, чем такая группа
достигнет высокой степени зрелости (Agazarian, 1989).
Если организация-дизорганизация в группе связаны со стадией ее развития, оценка
уровня ее функционирования вряд ли возможна лишь на основе анализа группового
рисунка (Ramsay, 1971). Рубин и Розенбаум (Rubin & Rosenbaum, 1977) пытались
определить, можно ли только на основе изобразительной продукции группы, не
учитывая при этом данных, связанных с наблюдением за ее работой, адекватно
оценить ситуацию. Они проанализировали рисунки, созданные группой из 16
подростков, проходящих лечение на базе детского психиатрического отделения. Эти
авторы пытались, в частности, проверить, в какой мере впечатления участников
группы о ее высокой сплоченности и организованности соответствуют ее рисункам,
и могут ли эксперты, не знакомые с процессом и условиями ее работы, определить
по рисункам, что группа действительно является сплоченной и
высокоорганизованной. Результаты исследования показали, что оценка данных
параметров группы возможна лишь при улови анализа как процесса, так и
результатов работы.
Организация воркшопов
Лежавшая в основе нашего исследования гипотеза заключалась в том, что групповая
фреска даже в том случае, когда она создается за короткое время, может являться
символическим выражением осознаваемых и неосознаваемых участниками групповых
процессов, действующих в ней на момент создания фрески, а также уровня
функционирования группы. Кроме того, групповая фреска может свидетельствовать,
в каких условиях она создавалась, какие отношения между участниками группы и
между ними и ведущим этому предшествовали.
Структура воркшопа была разработана Розен в соавторстве с Мейро и на основе
консультаций с Агазарьян, автором системного подхода к групповой психотерапии.
Исследование было реализовано как часть образовательной программы, спонсируемой
Обществом групповой психотерапии шт. Делавар, являющегося подразделением
Американской ассоциации групповой психотерапии. Данная образовательная
программа рассчитана на опытных специалистов в области психического здоровья и
сотрудников, интересующихся групповой психотерапией.
В проводимых авторами статьи воркшопах участвовали групповые психотерапевты,
которые ранее были плохо знакомы с лечебным применением изобразительного
творчества, но были заинтересованы в изучении его возможностей применительно к
групповой психотерапии. Заявленной целью воркшопов было получение их
участниками опыта применения арт-терапевтических методов в качестве
инструментов оценки групповых процессов, а также понимание того, когда и как
эти методы могут быть использованы в их работе с группами при условии
консультаций или совместной работы с арт-терапевтом.
Ведущие группы также преследовали цель получения изобразительной продукции
групп в виде фресок для их сравнения с фресками других групп, имеющих иную
историю и иные задачи работы. Участники воркшопов были разделены на четыре
группы, с каждой из которых работали арт-терапевты. Они предлагали участникам
групп совместно создать групповую фреску. Фрески и процесс их создания
анализировались затем для того, чтобы ответить на обозначенные выше вопросы.
До начала воркшопов авторы статьи встретились с арт-терапевтами для того, чтобы
оговорить время воркшопов и условия их проведения, а также роли ведущих и
участников. Кроме того, были даны рекомендации относительно процедуры
проведения обсуждений в каждой из групп и обратной связи в составе всех
участников воркшопов.
По окончании воркшопов арт-терапевты совместно с авторами статьи обсудили
результаты и сопоставили их с теми, которые предполагались авторами. Спустя
неделю после окончания воркшопов авторы встретились с большинством участников с
целью дополнительной обратной связи. Ведущие провели интервьюирование
участников, позволяющее подтвердить или опровергнуть предположение о том, что
результаты совместного творчества групп были понятны их участникам, которые до
этого не были знакомы с психотерапевтическим применением изобразительного
искусства. Кроме того, 25 экспертов, ничего на знавших о процессе создания
фресок, исключительно на основе анализа групповых фресок должны были определить,
какая фреска создавалась какой группой. Восемь человек из них до этого
участвовали в психотерапевтических группах с высоким уровнем функционирования и
имели опыт совместного выполнения с другими участниками групповых фресок. Двое
были профессиональными художниками, а 15 человек – курсантами программ
подготовки групповых психотерапевтов в Университете Ханнемана в шт. Филадельфия.
Воркшопы продолжались 90 минут. Участники прежде всего были собраны для общего
инструктажа и информировании о применении изобразительного искусства в
групповой психотерапии, а также постановки цели воркшопов. Затем они были
поделены на четыре группы, по 10 человек в каждой. Одну группу составили лица,
ранее друг с другом не знакомые. Две другие группы включали одного или двух
участников, которые не были ранее в контакте ни с одним из участников группы. В
|
|