Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Пурнис Н. Е. - Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
повышает самооценку, развивает навыки принятия решений [78]. Это дает 
возможность использовать потенциал разных подходов арт-терапии, адаптировав их 
к конкретным задачам, условиям и направленности работы. В таких условиях важно 
уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной 
экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, 
расположением рабочих мест и самих участников в пространстве [30, 32]. 
      А. И. Копытин выделил ведущие факторы групповой работы для анализа 
различных процессов и феноменов групповой арт-терапии:
* фактор художественной экспрессии;
* фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений;
* фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
      Каждый из выделенных факторов может быть связан с целым рядом подфакторов 
и механизмов психологических изменений [29].
      Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного 
творчества на человека необходимо учитывать не только изменения, которые 
происходят в его состоянии непосредственно в ходе изобразительной деятельности, 
но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. 
Некоторые специалисты рассматривают последующие работы клиента с созданной им 
продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К ним 
относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на 
основании созданной художественной продукции, совершение с ней ритуальных 
действий, трансформация в талисманы и т. д. [29, 79].
      Художественную экспрессию специалист должен оценивать на трех основных 
уровнях:
* общегрупповом («групповая художественная культура», «групповые образы»);
* межличностном (средство общения, выражение своего отношения, как друг другу, 
так и ведущему группы);
* внутриличностном (выражение индивидуальных чувств, потребностей, проблем, 
фантазий и т. д.). 
      Для описания комплексных изменений, которые происходят с человеком в ходе 
арт-терапевтических занятий, мы взяли за основу многоосевую модель коммуникаций 
участников группы (по А. И. Копытину), адаптировав ее под наши цели [29]. В 
ходе групповой арт-терапии ведущий группы может оценивать многообразие 
коммуникативных процессов, и, в зависимости от их характера, гибко применять те 
или иные стратегии и тактики работы с группой, чтобы задействовать 
внутриличностные, общегрупповые ресурсы, расширить круг возможностей участников 
группы, предлагая им техники изобразительного, драматического, 
музыкально-танцевального характера, в том числе связанные с изготовлением масок,
 современными речевыми стратегиями, перформансом.

Таблица 1. Оси коммуникации в групповой арт-терапевтической работе
Оси коммуникацийУровни коммуникацииНаправленность коммуникацииСпособы 
коммуникацииУровень социальных отношенийОбщегрупповые процессыСенсомоторный 
(телесная, голосовая экспрессия, манипуляции с художественными материалами, 
инструментами)Уровень переносовМежличностные процессыПроективно-символический / 
проективно-знаковый (посредством символообразования, использования знаковых 
систем)Уровень разных психических процессовВнутриличностные процессы
Драматически-ролевой (посредством ролевого моделирования различных образов и 
ситуаций с элементами драматического исполнения)Вербальный (посредством 
обратной связи и сообщения информации      
      Обсуждение в группе является наиболее приемлемой формой в групповой 
арт-терапии для осознавания содержаний внутреннего мира, и их связи с системой 
отношений. Чаще всего в нашей практике формой групповых обсуждений служит 
модель объединения в малые подгруппы (3–4 человека), при необходимости можно 
перейти к общегрупповой развернутой дискуссии или к записи полученного опыта в 
рабочую тетрадь.
      Ведущий группы при этом выполняет следующие функции:
* обозначение темы обсуждения (или помощь участникам в выборе тем);
* структурирование обсуждения (порядок и временной регламент);
* комментарии и интерпретации (по поводу изобразительной продукции участников, 
их поведения, обсуждения в группе);
* помощь в оценке внутригрупповых, коммуникативных процессов;
* формирование наиболее продуктивной модели обсуждения (в иных случаях переход 
к развернутым дискуссиям) [29, 53].
      
     Интерпретации рисунков в арт-терапии
      Главная особенность арт-терапии — триадная связь вместо привычного 
психотерапевтического альянса. Триаду составляют арт-терапевт, участник 
арт-терапии и созданный им художественный образ или произведение искусства, 
между которыми возникают множественные вербальные, невербальные, визуальные 
коммуникации. Также можно обозначить другие триады: участник — арт-терапевт — 
группа; изобразительная продукция — участник — группа [15, 28, 32]. При 
исследовании изобразительного продукта арт-терапевт выделяет те факторы 
воздействия, которые составляют позитивный потенциал для изменений внутреннего 
мира, эмоционального, поведенческого паттернов участника арт-терапевтического 
процесса и облегчают ему «отреагирование» переживаний, эмоций, фантазий [41]. 
      Итак, арт-терапевтический процесс представляет собой изобразительную 
работу, последующую коммуникацию с изобразительным продуктом, интерпретации 
автора, анализ групповой динамики, ретроспективное обсуждение 
арт-терапевтического процесса, рефлексию результатов. Он зависит от 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-