Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Пурнис Н. Е. - Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
32, 50, 58, 73, 76, 80, 81 и многие др.]. 
      По причине многообразия теоретических представлений об арт-терапии и 
практических подходов к использованию арт-терапии, в настоящее время 
отсутствует ее общепринятое и исчерпывающее определение. Перечислим основные 
трактовки термина, встречающиеся в научной литературе. 
      В дословном переводе с английского языка арт-терапия — (Art-therapy), 
означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» [28, c. 
3], или «использование искусства как терапевтического фактора» [45, с. 34]. В 
англоязычных странах арт-терпию (Art Therapy) «относят прежде всего к так 
называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо 
к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет 
ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.) 
[32, с. 3]. Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. 
Либман и других [28, 76, 79, 81].
      По мнению В. Беккер-Глош в основе современного определения арт-терапии 
лежит художественное творчество, связанное с действием трех факторов: 
экспрессии, коммуникации и символизации [6, с. 42–58]. М. Либман трактует 
арт-терапию, как использование средств искусств для передачи чувств и иных 
содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [79]. 
Мы придерживаемся мнения Н. Д. Никандрова который считает, что арт-терапию 
можно рассматривать, как слияние творчества и терапевтической (или 
консультационной) практики, как метод направленный на реализацию скрытой 
энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как 
воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу [40]. 
      Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, 
используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик 
[4]. Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, 
направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции 
некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и 
опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к 
интроспекции и рефлексии [30, 32, 53, 79 и т. д.]. 
      Для обозначения частных форм (методов) терапии творчеством применяются 
так называемые семейственные понятия, эффективность этих форм подтверждается 
широким спектром работ отечественных ученых: 
* библио-терапия — лечебное воздействие чтением (В. М. Бехтерев, А. М. Миллер, 
В. В. Мурашевкий, Ю. Б. Некрасова, Е. А. Рау);
* вокало-терапия — лечение пением (В. С. Шушарджан); 
* драма-терапия, где в качестве лечебного фактора использует средства 
театрального искусства и ролевой игры (Е. Белякова, А. В. Гнездилов, Я. Морено 
и др.); 
* изо-терапия — рисуночная терапия (Г. В. Бурковский, М. Е. Бурно, А. И. 
Захаров, О. А. Карабанова, Р. Б. Хайкин и др.);
* имаго-терапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию (Н. С. 
Говоров);
* музыко-терапия — лечебное воздействие через восприятие музыки (Л. С. 
Брусиловский, И. М. Гринева, И. М. Догель, В. И. Петрушин и др.).
      Арт-терапия (изо-терапия) чаще всего используется в нашей стране (Д. 
Аллан, Р. Арнхейм, Р.Ассаджиоли, Е. П. Белякова, М. Е. Бурно, Г. В. Бурковский, 
Д. Винникот, А. В. Гнездилов, А. И. Копытин, Т. Ю. Колошина, В. Л. Кокоренко, Л.
 Д. Лебедева, Г. М. Назлоян, Н. В. Серов, А. А. Смирнов, К.-Г. Юнг и др.). 
      Несмотря на общепринятое мнение о том, что арт-терапия является методом, 
разработанным зарубежными учеными, в нашей стране накоплен свой теоретический и 
практический опыт в области использования различных видов творчества в 
терапевтических, корректирующих и развивающих целях [8, 23, 52, 60 и др.]. 
Отметим в краткой форме, разнообразие подходов терапии творчеством в социальной,
 образовательной и профессиональной сфере в нашей стране. 
      Первая попытка применения искусства и художественной деятельности в 
психиатрии, психологии, педагогике, медицине относится к середине 1800-х годов. 
Отечественные психиатры XIX-го века отмечали терапевтическую значимость 
спонтанного творчества. И. А. Яроцкий в 1908 году выделяет совокупность 
принципов психотерапии — арететерапию, направленных на «нравственное 
воодушевление» и пропаганду таких идеалов, как целебное наслаждение природой, 
искусством, доблестным общественным служением [69]. В частности Р. А. 
Бутковский (1834) писал о благотворном влиянии эмоционально взволнованными 
впечатлениями и увлекающими занятиями на лечение людей, У. Гризенгер (1867) 
считал основой всякого психического лечения «психическое увлечение», 
направленное на поддержку и укрепление в больном человеке здорового «Я». 
      В России очевиден интерес к проблемам взаимосвязи музыки и медицины. В 
1913 г. по инициативе В. М. Бехтерева был основан комитет по исследованию 
музыкально-терапевтических эффектов. Специальные исследования В. М. Бехтерева, 
И. М. Догеля, С. И. Консторум, С. С. Корсакова, В. И. Петрушина, И. М. Сеченова,
 И. Р. Тарханова, Г. И. Шипулина, В. С. Шушарджан и др. выявили положительное 
влияние музыки на сердечно-сосудистую, двигательную, центральную нервную 
системы человека, в частности: 
* регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма, 
психоэмоционального состояния; 
* повышение социальной активности; 
* облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция 
коммуникативной функции; 
* активизацию творческих проявлений. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-