|
образом:
10.30 - приветствие и арт-терапевтические занятия за столом;
11.00 - свободная игра и обсуждение среди родителей;
11.30 - пение, чтение книг, двигательные упражнения;
11.45 - закуски, завершение сессии.
В кабинете имелось большое количество игрушек и разного оборудования - костюмы,
кухня и "кукольный дом", песочница, кубики для строительства, мольберты. На
отдельном столе были разложены соответствующие возрасту детей паззлы. Часто
включались записи знакомых детям простых песен. Использовались интерактивные
книги, а также гамак, в котором дети могли качать кукол. При достаточном
доверии друг к другу они могли качать в гамаке других детей. Завершая сессию,
участники группы вместе пели колыбельную песню, после чего дети и родители
садились за круглый стол с закусками и соком и затем прощались друг с другом.
Материал и методы
Арт-терапия проводилась одним арт-терапевтом и одним ассистентом максимум с
шестью детско-родительскими парами. Арт-терапевт использовал привычные,
безопасные для детей изобразительные материалы, такие, как кукурузный крахмал,
мука и желатин с целью воссоздания символического взаимодействия матери и
ребенка. Кукурузный крахмал символизировал для родителей опыт пеленания.
Некоторые отмечали, что крахмал напоминает им детскую присыпку - нежный по
консистенции, гладкий материал - а также кожу ребенка. Работа с этими
материалами была очень приятна. Мука, пищевые красители и игровое тесто
напоминали о ситуациях, связанных с кормлением ребенка. Желатин и красители
могли навевать родителям воспоминания о приготовлении пищи для детей либо о том,
как их собственные родители готовили для них, когда они сами были маленькими.
Все эти материалы присутствовали в разных видах деятельности наряду с
традиционными изобразительными средствами.
Рис. 7.
На столе прочно закреплены листы бумаги, а акварельные краски и вода
расположены таким образом, чтобы избежать их опрокидывания и сбрасывания со
стола
Используемые в арт-терапии материалы подбирались с учетом уровня развития
ребенка и применялись для усиления коммуникации. Ограничения касались в
основном проявлений контролирующего поведения со стороны родителей и небрежного
обращения с изобразительными средствами, ведущего к значительному загрязнению
окружающего пространства; они были направлены на то, чтобы способствовать
положительному настрою участников занятий. Ритуалы начала и завершения сессий,
наряду с использованием одной и той же музыки, книг и движений, делали ситуацию
более предсказуемой, безопасной и способствующей проявлению чувства
привязанности.
Символы и ритуалы выступали в качестве основы разработанной мною модели работы.
Поясню смысл понятий символа и ритуала: "Символизм - направление в искусстве,
связанное с использованием символов, когда вещи наделяются условным значением
либо когда невидимое или неуловимое передается посредством видимого и
чувственно воспринимаемого. Примером символизма в изобразительном искусстве
может быть передача чего-то нематериального или идеального либо недоступного
для восприятия". "Ритуал - любой формализованный и привычно повторяемый акт или
серия актов" (Mariam Webster Ninth New College Dictionary).
Рис. 8.
Использование картонных подносов способствует удержанию чувств
Детско-родительские пары создавали визуальные образы на листах бумаги, прочно
закрепленных на столе. Когда ребенок и родитель заканчивали рисовать, они
закрепляли свою работу на стене, откуда ее хорошо было видно при выполнении
иных видов деятельности. После угощения, покидая вместе с родителями кабинет,
дети могли взять свои рисунки домой, хотя обычно в рамках арт-терапевтического
процесса созданные клиентом работы остаются у психотерапевта.
Иногда арт-терапевтическое вмешательство предполагало использование тактильных
материалов, когда ребенок и родитель вместе погружали руки в круглый контейнер
для того, чтобы помять тесто. Кроме того, в целях сплочения группы участникам
иногда предлагалось рисовать на круглом листе бумаги, покрывающем всю
поверхность стола.
Стадии группового процесса
Групповой процесс включал следующие стадии:
1. Стадия разделенного внимания и вовлеченности. На этой стадии арт-терапевт
зачастую наблюдал, как матери имитировали восклицания и улыбки ребенка. Тем
самым они становились своеобразным "зеркалом" ребенка. Благодаря этому ребенок
и родитель вовлекались во взаимодействие.
2. Стадия двусторонней коммуникации и предвестников изодеятельности.
На данной стадии работа часто была направлена на то, чтобы удержать родителей
на функциональном уровне ребенка. Первая сессия этой стадии могла предполагать
конструирование коллажа. При работе с маленькими детьми вместо коллажа
создавались каракули. Этот вид деятельности позволял организовать условия, в
которых ребенок и родитель могли совместно участвовать в изобразительной работе
без излишних ограничений, при этом их работа соответствовала уровню развития
ребенка. Для того чтобы стимулировать взаимодействие, арт-терапевт предлагал им
привлекательные материалы. Родителей просили следовать за инициативой детей,
|
|