Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Песочная психотерапия
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Песочная психотерапия

Самая древняя игра маленького человечества

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, 
поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, 
избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? 

Да, есть такая игра! 
И этой игрой забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на 
свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем 
- Песочная игра. Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем 
удивительным природным материалом, который способен передать одновременно 
многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и 
сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм. 

Какой же принцип положен в создание этой игры? 
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь 
ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или 
чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между 
внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во 
внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики Песочница. 

Каково главное достоинство этой игры? 
Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе 
детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку 
предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, 
ощущая себя его творцом. 

Как всё просто, удобно и рационально в этой игре; отшлифовано многими 
поколениями маленьких человечков. 
При этом для игры не требуется каких-то особых приспособлений. Если малыш будет 
играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70/60/15); наполовину 
заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, 
веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, 
кубики, мостики, домики, машинки - это основные составляющие картины мира. И 
предоставьте ребёнку возможность смачивать песок, чтобы формировать его. 

Какие дети особенно нуждаются в этой игре? 
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, 
страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, 
Песочница 
обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, 
застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. 
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё 
выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе 
совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и 
исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными. 

Какое влияние оказывает на ребёнка эта игра? 
Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что Песочница не только 
развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное 
воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но 
ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и 
зла, строит гармоничный образ мира.
Песочная психотерапия
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, 
что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и 
т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется 
целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, 
замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают,
 что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает 
энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. 


Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет 
на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством 
для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком 
предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью 
перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения 
связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с 
бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в 
символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование 
психики".
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие 
эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не 
развивается в психическую травму. 
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к 
самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь  
маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя. 
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то 
специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя 
игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как 
он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к 
окружающим людям.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них 
средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя 
в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре 
они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - 
наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они 
могут заняться. 
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки 
вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, 
являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В 
свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет 
свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. 
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, 
ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению 
игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может 
закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка 
часто невозможно выразить вербально (словами). 
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного 
ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы 
могут применяться:
-с целью диагностики;
-с целью оказания первичной психологической помощи;
-в процессе краткосрочной психотерапии;
-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода 
коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных 
и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в 
качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить 
его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно 
использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.


Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.
 Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за 
недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или 
задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. 
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, 
а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, 
что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых 
нарушений. 
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может 
взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят 
или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и 
выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует 
себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, 
разыгрывающейся на песочном листе. 
То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры 
приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые 
никак не могут выразить свои переживания. 
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно 
охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с 
неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые 
кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, 
символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму,
 находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить 
травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. 
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в 
результате утраты близких или разлуки.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: 
хаос, борьба и разрешение конфликта. 
На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет 
их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно 
позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное 
"проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное 
повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное 
отношение к ней. 
Стадия "хаоса" может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как 
от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется 
сюжет.
Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На 
песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, 
тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в 
песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. 
Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и 
восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешение конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: 
мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию 
и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль 
внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не 
руководство процессом. Освобождение подавленной энергии приводит к ее 
трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие 
личности и дальнейшее обучение



Драмотерапия и театротерапия - их основы


Драмотерапия

является экспресивным психотерапевтическим методом, относясь к так званным 
регулярным системам, которые используют драматические средства по отношению к 
терапевтическим (лечебным) целям. Следующими родственными терапиями являются, 
например:
- музыкотерапия (используя для терапевтических целей такое средство как музыку),

- артетерапия (пользуясь художественной техникой),
-танцевальная терапия (используя как метод стилизованное движение) и так далее.
Далее драмотерапия выходит из принципов  классических психотерапевтических 
направлений (например, терапия Гесталта, семейная терапия и т.д.)

     Драмотерапию основала в 70-ых годах XX столетия Sue Jenings в 
Великобритании и с тех пор она распространилась по целому свету. Корни 
драмотерапии, однако, являются старыми. Они исходят из ритуалов и 
ритуализованного театра от начала возникновения человечества. Принципы 
драмотерапии намного старше, чем человеческая речь, что выразительно помогает 
её универсальностеи.

     Целевыми группами драмотерапии являются обычно:
- индивидуумы с расстройствами поведения,
- индивидуумы с душевными проблемами,
- заключённые,
- особы с чувственными ограничениями и с олигофренией.

     Цели драмотерапии очень разнообразны. Ими являются, например:
- развитие эмпатии и фантазии,
- отблокирование канала коммуникации,
- интегрирование особы,
- развитие самодоверия,
- образование чувства ответственности,
- 2 -

- повышение общественной интеракции и интеллекта,
- способность овладения над своими эмоциями.

     Исследование которые автор проводил в 2000 - 2002 годах, можно собрать в 
два определения драмотерапии:
1.     Методы драмотерапи применены в самых различных социальных групах, 
организациях, институтах; использованы для целей в просвещении. Методы 
материально и временно не требовательны. Для детей представлены выразительное 
монивационое побуждение и ненасильная форма воспитания, работающая со 
спонтанностю, фантазией и игрой. 
2.     Драмоперапевтические методы являются естественной формой коммуникации 
для большенства человечества, даже иногда являются более спонтанными чем 
вербальное общение.

     Применение метод драмотерапи в работе с детьми, которые имеют проблеми с 
воспитанием и с вниманием в рамках установленных учреждений для этих ребят. - 
При работе с этими особами очень важно:
1.     Основать доверие, образовать клиентам безопасное пространство. Это 
достигается следующим:
-     приближение к клиентам (дружественность, непринужденность...),
-     менее авторитарное правила,
-     толерантность вульгарных слов и т.д.
2.     Точно определить основные правила и пространство. (Ясно одделить начало 
и конец терапии, ограничить безопасное пространство.)
3.     Ритуалы скорее исрользовать вначале, не настаивать на них, если клиент 
скучает.
4.     Приспосовить время для группового микроклимата.
5.     Вначале лекции всегда нужно выбить из клиента напряжение, агрессию, 
необходимо его сконцентрировать.
6.     Посвятить большое пространство рефлексии. (Из исследования автора 
выплыло, что ребята с проблемами поведения имеют большую потребность при своих 
переживаниях в вербальной рефлексии.) 

Театротерапия

является экспресивным психотерапевтическим методом. Конкретно состоит в овщей 
подготовке и реализации театральной формы и в её презентации перед зрителями. 
Включает в себя комплексный процесс подготовки и реализации, следовательно не 
только актёра, но и билетёров, гардеробщиц, закулиснееков, костюмеров, 
звукорежисёров, осветителей и др.
     Театротерапия - это дисциплина, точно стоящая на воображаемой границе 
между искусством и терапией. Затем, что в остальных терапиях искусство явяется 
лилшь средством, здесь оно становится одной из целей.

     Конкретными целями театротерапии могут быть следующие:
-     развитие вербальной и невербальной коммуникации,
-     ослабление социальных фобий,
-     снижение социальной изоляции,
-     улучшение саморефлексии,
-     усовершенствование самодисциплины и чувства ответственности,
-     развитие креативности,
-     повышение самоуверенности,
-     способность овладения над своими эьоциями и др.
Эти цели вытекают из исследований, которые автор провёл в 2005 году; как вы 
видите, цели очень близки драмотерапевтическим.

Структура процесса театротерапии
- говорится о каком-то проектном методе. Следовательно, театротерапия является 
разделённой на отдельное проекты - работы для отдельных театральных форм. 
Каждый проект далее делится на несколько фаз:
1.     Выбор и оформление театральной пьесы.
2.     Разбор и изучение текста пьесы.
3.     Превращение пьесы в состояние возможности играть - собственная 
драматическая работа.
4.     Общественной спектакль.
- 4 -

Профессиональные предположения театротерапевта выходят из двойственных целей 
театротерапии; мы можем разделить их на:
1. искусственные:
-     Воспитательная драматика (драмика) - методы театральной работы с 
непрофесионалами; театротерапевт должен быть способным развивать театральное 
мастерство клиентов адекватным способом.
-     Режиссура - принципы режисёрного ведения являются одним из основных 
моментов в театротерапевтической работе, где в принятии участия в театральном 
руководстве должны побуждаться и клиенты.
-     Драматургия - выбор и оформление театральных пьес.
-     Драматизация - часто является необходимой создать собственную театральную 
игру.
-     Актёрская подготовка (сценическое движение, сценическая речь, введение в 
роль и т.д.  - это влияет на общий художественный эфект.
-     Сценография.
-     Театральная техника (осветитель, звукорежиссёр ...).
2. терапевтические:
-     Педагогические - знания основ воспитания.
-     Специально педагогические - для вида специфической потребности клиента.
-     Психологические - над терапевтом часто понимается промежуточная ступень 
между педагогом и психологом.
-     Личные передположения - характерные (искренность, водержаность, 
целеустремлённость...), темпераментные (терпеливость, оптимизм...), 
общественные (сердечность, тактичность...).

 
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-