|
имеют отношение к последним двум пунктам этой схемы, а нарушение их – к
невротическим симптомам. На первых стадиях мало кто останавливается надолго
(предполагается, что они автоматичны или недоступны анализу, так как
принадлежат области физиологии), хотя они достаточно информативны и не
исключено, что имеют отношение к возникновению психических расстройств,
например четыре «А» О. Блейлера. Мы знаем, что например при инсулино-шоковой
терапии голод проявляется не в форме требований компенсации или грез о
сладостях, а в виде так называемых негативных расстройств (слабости, апатии,
снижения фона настроения, отчуждения и наконец комы). Поэтому человек на пути к
самоисцелению первоначально занимается «диагностикой» своего текущего состояния
– поиском и выделением потребностей своего организма, а затем их
удовлетворением.
Таким образом, Фрейд и психоаналитики, а также их оппоненты начинали свой
исследовательский путь с некоей середины, они не определяли патологическое
начало (производящую патологию) как репрезентант соматических изменений,
качество, которое должно присутствовать на всем протяжении болезни с момента
появления до момента обращения пациента к врачу. Здесь речь может идти не об
обычном симптоме, а о факторе, определяющем текущее состояние пациента и все
этапы его развития как психическую болезнь, – вопрос, который никогда всерьез
не волновал ни психиатров ни психотерапевтов, потому что психиатрия как
медицинская наука формировалась на базе изучения прогрессивного паралича, а не
психогений. Другими словами, психические отклонения априорно воспринимались как
болезнь, что не требовало доказательств постольку, поскольку они напоминают
соматически обусловленные болезни. Это была и есть труднейшая проблема,
требующая предварительного выделения больного и здорового начал психики,
проведения демаркационной линии между ними, а тем самым создания патогенеза
психического заболевания. По логике высказываний Фрейда это патологическое
качество, подоплека, разводящая швы человеческой мысли и поступков, возникает
при нарушениях механизмов сублимации, т. е. социализации субъекта. Однако в его
школе психогенез был заменен этиогенезом, а в школе Крепелина – соматогенезом
психического расстройства. И там и тут анамнез подавляет статус, а это значит,
что лечение психических болезней может быть эффективным в той степени, в какой
мы приближаемся к определению психического статуса через анамнез.
Но область лечения психических нарушений не ограничивается только медициной,
здесь помимо клинической существует еще и церковная традиция, которая
отличается полным игнорированием анамнеза и прогнозов в пользу восприятия
психического статуса и его динамики, ибо здесь причина болезни одна и та же –
существование в психической сфере чужеродного разрушительного начала, а фактор
времени, латентного или иного развития несуществен. Он не имеет отношения к
тяжести и к развитию болезни, болезнь не процесс, она данность, причем чуть ли
не единственная в своем роде, – есть несколько наименований (включая народные)
одной и той же болезнетворной причины. Как и клиническая психиатрия, этот
подход основан на усеченной модели инфекционного заболевания, но другой модели:
существование болезнетворного начала вне человека (в чужом психическом теле,
профилактика), в отношениях с человеком (заражение, иммунитет), внутри человека
(болезнь, лечение). В отличие от клинической области фактор увеличения
количества симптомов (инкубации и генерализации), давности заболевания и его
исхода несуществен. К этой традиции удачно примкнули создатели «третьей силы»
(феноменологического направления) и совершенно случайно оказались здесь
последователи бихевиоризма, так называемой поведенческой психотерапии, которые
тоже не дифференцируют психическую патологию, но в равной степени отрицают и
ортодоксальную психиатрию и психоанализ.
Таким образом, крупнейшие направления в области психотерапии (психоанализ,
аналитическая психология), основанные на понятиях метемпневмоза и скелетной
идеи, начинались в клинике, а заканчивались в области культурологии. Рано или
поздно они теряли клиническую значимость (психоанализ в 1911 г., аналитическая
психология в 1919 г.) ввиду слишком глубокой и необратимой экспансии в
гуманитарную область, отсутствия четкого описания той патологии, которую они
были призваны выявлять, определять и лечить. Обобщая все значения понятий
сублимации, Trib’а и архетипического образа, можно сделать вывод, что речь
могла бы идти о так называемых негативных расстройствах психики, воплощающих в
сумме нарушения социальных связей больного. Разработка этого патогномического
фактора привела бы к единой концепции психогенеза психических и соматических
расстройств, а также могла бы объединить разрозненные школы и течения
психотерапии еще в первой половине прошлого столетия. Этого не случилось ни в
психоаналитическом ни в клиническом направлениях, так как ставший каноническим
знак равенства между позитивными и негативными симптомами скрыл от
исследователей терапевтический потенциал экзистенциального опыта одиночества.
Пользуясь словами столетней давности, можно сказать, что негативные симптомы
олицетворяют сумму нераспознанных потребностей (того, чего нет, в чем нуждается
человек), а позитивные – попытку нейтрализации этих потребностей в виде
формирования мотива поведения или создания модели потребного будущего по Н. А.
Бернштейну: «голоса» советуют, хвалят, хулят, приказывают, а значит направляют,
а если направляют, то интерпретируют события внутреннего и внешнего мира. Так
пациент пытается выбраться из лабиринта новых представлений о себе, и будущие
опекуны, его близкие и родные, первыми увидят столь непопулярный взгляд на
привычные нормы общежития. Понятия сублимации и Trieb’а на современном уровне
развития знаний неравноценны: если первое успешно развивается в теории и
практике гуманистически направленной арт- и психотерапии, то второе принадлежит
физиологической психологии и его можно встретить в историографической
|
|