|
Арт-терапевтическая мастерская "Ситцевые посиделки"
Автор: Назарова Наталия Рафаэлевна
История, мифология, сказка
Тема и идея этой мастерской возникли во время проведения нами
арт-терапевтической мастерской «Что в имени моем», проводившейся на первой
латвийской арт-терапевтической конференции в Юрмале. В ходе мастерской одним из
этапов было изображение своего имени на футболке, при этом предлагались
различные материалы: тесьма, ленты, специальные фломастеры по ткани. И во время
работы создалась удивительная атмосфера. Украшение футболок сопровождалось
пением народных латышских песен, постепенно сменявшихся русскими, известными
песнями советского времени и опять латышскими. Это нам напомнило атмосферу
русских посиделок, во время которых прядение, вязание, ткачество сопровождалось
пением, а иногда специальными танцами и играми.
«В старину на Руси «девочки уже с первых посиделок, т.е. с восьми – двенадцати
лет, начинали готовить приданое и работать на всю семью. Они вязали варежки и
носочки для себя и для младших братьев и сестер, вышивали полотенца, вывязывали
кружевные подзоры, пряли и т.д. Переходом от детства к девичеству служило
участие в девичьих беседах, посиделках – младших, от 10 до 13 лет, без парней и
при участии взрослых, и старших – от 13 лет. В крупных деревнях существовало до
трех посиделок: «маленькая», «середка» и большая. По мере взросления и
овладения навыками прядения, песенным репертуаром, танцами, посиделочными
играми девочки переходили из одной посиделки в другую, что прибавляло им
авторитета в детской и взрослой среде.
В 7 лет девочку посвящали в пряхи, приобщали к труду. Делала это обычно бабушка.
Первую спряденную девочкой кудель сжигали, пепел растворяли в стакане с водой
и выпивали. Теперь девочка непосредственно участвовала в создании собственной
судьбы. Ведь прядение нити – синонима жизни, судьбы, мысли, времени – являлось
в славянской традиции, и не только в славянской, актом священным, по существу
аналогичным творению жизни… Женщины-пряхи, выполняя божественную функцию, сами
становились богинями, творящими мир». [6, с. 100]
Как известно «у древних греков существовали три богини судьбы, три мойры. В
переводе «мойра» означает «доля, участь», которую получает каждый при рождении.
Эти три мойры прядут нити человеческих судеб и поют: Лахесис (дающая жребий) –
о прошлом, Клото (прядущая) – о настоящем, Атропос (неотвратимая) – о будущем.
Если нитка гладкая, ровная и прочная, то и жизнь человека пройдет без
потрясений: гладко, ровно и красиво; если нить суровая, узловатая, грубая, то и
жизнь будет тяжелой. Иногда они спорят о том, кто из них главнее…
Мать мойр, Ананке-пряха, - богиня необходимости и неизбежности, которой
повинуется сам Зевс. Ананке держит между коленями веретено – ось нашего мира.
Греческим мойрам соответствуют скандинавские норны, римские парки.
В древнеиндийском религиозном памятнике «Ригведа» говорится о том, что мир
состоит из светящихся нитей, которые, сплетаясь, образуют различные формы.
Когда приходит время форме умереть, нити расплетаются, чтобы, сплетясь в новом
порядке, образовать новую форму. [6, с. 15]
На Руси, «если женщина долго мучилась родами, то бабушка-повитуха говорила о
ребенке: «Верно, Бог судьбу ему еще пишет». Чем дольше роды, тем больше событий,
приключений, испытаний будет в жизни будущего человека…
В восточнославянской мифологии сохранились сведения только об одном верховном
женском божестве – Мокоши (в переводе – «мокрая» или «прядущая»). Этот образ
сопоставляется с образом матери-сырой-земли, то есть земли в единстве с водой.
Она распоряжается влагой, плодородием, женским домашним хозяйством. Но в первую
очередь Мокошь – божество-пряха, от нее зависят судьбы обитателей дома. По
народным поверьям, это женщина с большой головой и длинными руками. Появляясь в
избе по ночам, она прядет оставленную без благословения кудель. Кроме того, она
стрижет овец, а, будучи недовольной чем-либо, выстригает немного волос и у
хозяев.
Позднее образ верховного женского божества Мокоши, Великой Матери,
трансформировался в образы Параскевы Пятницы, Покровы Богородицы и послужил
основой для формирования представлений о целом ряде женских мифологических
персонажей, облики и занятия которых во многом похожи.
С этими персонажами связан ряд поверий и запретов. Так, простым смертным нельзя
прясть в день, принадлежащий мифической рукодельнице. Считается, что в такие
запретные дни и часы истончается граница между миром живых и миром духов или
предков. Вмешательство смертных нарушает равновесие между мирами в пользу хаоса.
Последствием этого становится, например, уродливое, искалеченное потомство у
людей и домашних животных. Единственный способ восстановить нарушенное
равновесие – рассечь на куски изготовленные в запретное время вещи.
Если поискать аналогии в наших сказках, то можно заметить множество любопытных
|
|