|
деталей, о которых мы обычно не задумываемся. Вспомним «Сказку о царе Салтане»
А.С.Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Чем не три мойры,
древнегреческие богини судьбы? А наша Баба Яга, которая сидит в избушке на
курьей лапке, на веретенной пятке «за пряслицей, прядет шелкову кудельку на
золотое веретенце…» и указывает герою или героине путь к цели? Такая Баба Яга
является хозяйкой всех зверей, птиц, морских животных. К тому же в сказках
часто встречаются три сестры Бабы Яги, из которых каждая младшая посылает героя
к более старшей за советом…
А если мы вспомним путеводный клубочек бабушки-задворенки и нить Ариадны,
которая помогла Тесею найти выход из лабиринта Минотавра? Или Василису
Премудрую, за одну ночь выткавшую ковер, на который уложилась «вся красота
поднебесная», и Пенелопу, которая в течение трех лет ожидания Одиссея
распускала натканное ею за день полотно, постоянно возвращая тем самым время к
исходной точке?
Кстати о времени: слово «сутки» означает «то, что соткано». Так что пряха,
ткачиха не только создает форму, то есть пространство, но и увязывает
пространство со временем. [6, с. 11]
Фольклор, обряд, ритуал
Работу с текстильными материалами можно дополнить (по желанию группы) пением
русских народных и других популярных песен, что соответствует идее посиделок и
более общей идее русского фольклора. Ведь «в основу того, что называется
русским фольклором, легли поэтические воззрения славян на природу, ее явления,
связанные с ними обряды, сопровождавшиеся пением, пляской, заклинаниями,
театрализованным действом. Фольклор же, в свою очередь, послужил и продолжает
служить живительным источником познания и вдохновения для историков, писателей,
художников, певцов, танцоров, актеров, музыкантов и композиторов. Таким образом,
очевидно, что фольклор представляет собой некий конгломерат, модель, в которой
личность отдельного человека и «личность народа» предстает единым целым,
холистическим явлением». [5, с. 4] Идеей нашей мастерской также является
«вплетение» личной истории отдельного человека в общее полотно группы, в единое
целое художественное произведение.
Такую работу можно в какой-то степени отнести к ритуальному действу, поскольку
«издревле ритуалы и обряды давали человеку возможность выразить то, что не
находило применения в обыденной жизни; соединиться с природными силами,
соприкоснуться с архетипическими частями своей сущности, которые глубоко
запрятаны в бессознательное, но продолжают требовать выражения. (Так, например,
пряжа, нить, изделия из них использовались колдунами и знахарями в семейных
ритуалах, а также обрядах, связанных с любовной магией.) Многие ритуалы и
верования позволяют человеку чувствовать себя более сильным, уверенным и
защищенным в мире, полном случайностей, непредсказуемых событий и опасностей.
Особое место здесь занимают амулеты, талисманы и обереги, психологическая
функция которых заключается в так называемом опредмечивании человеком своей
силы, веры и мудрости, то есть их «материализации» в виде какого-либо символа
(рисунка, изделия, образа), который начинает «работать» за счет высвобождения
психической энергии, катарсиса или инсайта.
Именно поэтому древнейшие ритуалы могут являться одним из способов, позволяющих
человеку соприкоснуться с непознанным в себе, и интегрировать различные стороны
своей личности. [1, с. 30]
Нить, пряжа, материя
В нашей мастерской мы работаем не с прядением и ткачеством, а с их упрощенными
современными моделями – готовыми тканями, лентами, пряжей, нитками, тесьмой и
другими материалами, сохраняя при этом процесс творения, создания нового
произведения из имеющихся материалов. И стараемся также сохранить символизм
нити, заложенный древними мифами, преданиями и сказками, как нити судьбы.
Исследуя свою жизнь, свой жизненный путь (или какую-то его часть), используя
текстильные материалы, будем «ткать» полотно своей жизни и «вплетать» свою нить,
свое полотно в общее полотно, в общую картину мира.
Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных
материалов (в том числе различных текстильных материалов) для общей активизации
клиентов и развития сенсомоторных навыков. [2, с. 145]
При подборе тканей и других материалов мы руководствуемся тем, что «для
увеличения свободы выбора и ситуации неопределенности для клиента нужно не
столько увеличить количество материала для работы, сколько предусмотреть его
максимальную вариативность. Озадаченный необъяснимым набором материала, клиент
обнаруживает единственную возможность выйти с достоинством из затруднительного
положения – включить свою резервную креативность, что, собственно говоря, нам с
ним и требуется.
Обязательно иметь ткань всех базовых (архетипических) цветов – черную, белую,
красную, зеленую, желтую, синюю, серую. Каждый из этих цветов несет свою
информацию, и потому уже сам выбор цвета становится диагностичным для терапевта
и терапевтичным для клиента.
Каждый конкретный материал, который вообще используется в арт-терапии, имеет
|
|