|
Арт-терапевтическая мастерская "Ситцевые посиделки"
Автор: Назарова Наталия Рафаэлевна
История, мифология, сказка
Тема и идея этой мастерской возникли во время проведения нами
арт-терапевтической мастерской «Что в имени моем», проводившейся на первой
латвийской арт-терапевтической конференции в Юрмале. В ходе мастерской одним из
этапов было изображение своего имени на футболке, при этом предлагались
различные материалы: тесьма, ленты, специальные фломастеры по ткани. И во время
работы создалась удивительная атмосфера. Украшение футболок сопровождалось
пением народных латышских песен, постепенно сменявшихся русскими, известными
песнями советского времени и опять латышскими. Это нам напомнило атмосферу
русских посиделок, во время которых прядение, вязание, ткачество сопровождалось
пением, а иногда специальными танцами и играми.
«В старину на Руси «девочки уже с первых посиделок, т.е. с восьми – двенадцати
лет, начинали готовить приданое и работать на всю семью. Они вязали варежки и
носочки для себя и для младших братьев и сестер, вышивали полотенца, вывязывали
кружевные подзоры, пряли и т.д. Переходом от детства к девичеству служило
участие в девичьих беседах, посиделках – младших, от 10 до 13 лет, без парней и
при участии взрослых, и старших – от 13 лет. В крупных деревнях существовало до
трех посиделок: «маленькая», «середка» и большая. По мере взросления и
овладения навыками прядения, песенным репертуаром, танцами, посиделочными
играми девочки переходили из одной посиделки в другую, что прибавляло им
авторитета в детской и взрослой среде.
В 7 лет девочку посвящали в пряхи, приобщали к труду. Делала это обычно бабушка.
Первую спряденную девочкой кудель сжигали, пепел растворяли в стакане с водой
и выпивали. Теперь девочка непосредственно участвовала в создании собственной
судьбы. Ведь прядение нити – синонима жизни, судьбы, мысли, времени – являлось
в славянской традиции, и не только в славянской, актом священным, по существу
аналогичным творению жизни… Женщины-пряхи, выполняя божественную функцию, сами
становились богинями, творящими мир». [6, с. 100]
Как известно «у древних греков существовали три богини судьбы, три мойры. В
переводе «мойра» означает «доля, участь», которую получает каждый при рождении.
Эти три мойры прядут нити человеческих судеб и поют: Лахесис (дающая жребий) –
о прошлом, Клото (прядущая) – о настоящем, Атропос (неотвратимая) – о будущем.
Если нитка гладкая, ровная и прочная, то и жизнь человека пройдет без
потрясений: гладко, ровно и красиво; если нить суровая, узловатая, грубая, то и
жизнь будет тяжелой. Иногда они спорят о том, кто из них главнее…
Мать мойр, Ананке-пряха, - богиня необходимости и неизбежности, которой
повинуется сам Зевс. Ананке держит между коленями веретено – ось нашего мира.
Греческим мойрам соответствуют скандинавские норны, римские парки.
В древнеиндийском религиозном памятнике «Ригведа» говорится о том, что мир
состоит из светящихся нитей, которые, сплетаясь, образуют различные формы.
Когда приходит время форме умереть, нити расплетаются, чтобы, сплетясь в новом
порядке, образовать новую форму. [6, с. 15]
На Руси, «если женщина долго мучилась родами, то бабушка-повитуха говорила о
ребенке: «Верно, Бог судьбу ему еще пишет». Чем дольше роды, тем больше событий,
приключений, испытаний будет в жизни будущего человека…
В восточнославянской мифологии сохранились сведения только об одном верховном
женском божестве – Мокоши (в переводе – «мокрая» или «прядущая»). Этот образ
сопоставляется с образом матери-сырой-земли, то есть земли в единстве с водой.
Она распоряжается влагой, плодородием, женским домашним хозяйством. Но в первую
очередь Мокошь – божество-пряха, от нее зависят судьбы обитателей дома. По
народным поверьям, это женщина с большой головой и длинными руками. Появляясь в
избе по ночам, она прядет оставленную без благословения кудель. Кроме того, она
стрижет овец, а, будучи недовольной чем-либо, выстригает немного волос и у
хозяев.
Позднее образ верховного женского божества Мокоши, Великой Матери,
трансформировался в образы Параскевы Пятницы, Покровы Богородицы и послужил
основой для формирования представлений о целом ряде женских мифологических
персонажей, облики и занятия которых во многом похожи.
С этими персонажами связан ряд поверий и запретов. Так, простым смертным нельзя
прясть в день, принадлежащий мифической рукодельнице. Считается, что в такие
запретные дни и часы истончается граница между миром живых и миром духов или
предков. Вмешательство смертных нарушает равновесие между мирами в пользу хаоса.
Последствием этого становится, например, уродливое, искалеченное потомство у
людей и домашних животных. Единственный способ восстановить нарушенное
равновесие – рассечь на куски изготовленные в запретное время вещи.
Если поискать аналогии в наших сказках, то можно заметить множество любопытных
деталей, о которых мы обычно не задумываемся. Вспомним «Сказку о царе Салтане»
А.С.Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Чем не три мойры,
древнегреческие богини судьбы? А наша Баба Яга, которая сидит в избушке на
курьей лапке, на веретенной пятке «за пряслицей, прядет шелкову кудельку на
золотое веретенце…» и указывает герою или героине путь к цели? Такая Баба Яга
является хозяйкой всех зверей, птиц, морских животных. К тому же в сказках
часто встречаются три сестры Бабы Яги, из которых каждая младшая посылает героя
к более старшей за советом…
А если мы вспомним путеводный клубочек бабушки-задворенки и нить Ариадны,
которая помогла Тесею найти выход из лабиринта Минотавра? Или Василису
Премудрую, за одну ночь выткавшую ковер, на который уложилась «вся красота
поднебесная», и Пенелопу, которая в течение трех лет ожидания Одиссея
распускала натканное ею за день полотно, постоянно возвращая тем самым время к
исходной точке?
Кстати о времени: слово «сутки» означает «то, что соткано». Так что пряха,
ткачиха не только создает форму, то есть пространство, но и увязывает
пространство со временем. [6, с. 11]
Фольклор, обряд, ритуал
Работу с текстильными материалами можно дополнить (по желанию группы) пением
русских народных и других популярных песен, что соответствует идее посиделок и
более общей идее русского фольклора. Ведь «в основу того, что называется
русским фольклором, легли поэтические воззрения славян на природу, ее явления,
связанные с ними обряды, сопровождавшиеся пением, пляской, заклинаниями,
театрализованным действом. Фольклор же, в свою очередь, послужил и продолжает
служить живительным источником познания и вдохновения для историков, писателей,
художников, певцов, танцоров, актеров, музыкантов и композиторов. Таким образом,
очевидно, что фольклор представляет собой некий конгломерат, модель, в которой
личность отдельного человека и «личность народа» предстает единым целым,
холистическим явлением». [5, с. 4] Идеей нашей мастерской также является
«вплетение» личной истории отдельного человека в общее полотно группы, в единое
целое художественное произведение.
Такую работу можно в какой-то степени отнести к ритуальному действу, поскольку
«издревле ритуалы и обряды давали человеку возможность выразить то, что не
находило применения в обыденной жизни; соединиться с природными силами,
соприкоснуться с архетипическими частями своей сущности, которые глубоко
запрятаны в бессознательное, но продолжают требовать выражения. (Так, например,
пряжа, нить, изделия из них использовались колдунами и знахарями в семейных
ритуалах, а также обрядах, связанных с любовной магией.) Многие ритуалы и
верования позволяют человеку чувствовать себя более сильным, уверенным и
защищенным в мире, полном случайностей, непредсказуемых событий и опасностей.
Особое место здесь занимают амулеты, талисманы и обереги, психологическая
функция которых заключается в так называемом опредмечивании человеком своей
силы, веры и мудрости, то есть их «материализации» в виде какого-либо символа
(рисунка, изделия, образа), который начинает «работать» за счет высвобождения
психической энергии, катарсиса или инсайта.
Именно поэтому древнейшие ритуалы могут являться одним из способов, позволяющих
человеку соприкоснуться с непознанным в себе, и интегрировать различные стороны
своей личности. [1, с. 30]
Нить, пряжа, материя
В нашей мастерской мы работаем не с прядением и ткачеством, а с их упрощенными
современными моделями – готовыми тканями, лентами, пряжей, нитками, тесьмой и
другими материалами, сохраняя при этом процесс творения, создания нового
произведения из имеющихся материалов. И стараемся также сохранить символизм
нити, заложенный древними мифами, преданиями и сказками, как нити судьбы.
Исследуя свою жизнь, свой жизненный путь (или какую-то его часть), используя
текстильные материалы, будем «ткать» полотно своей жизни и «вплетать» свою нить,
свое полотно в общее полотно, в общую картину мира.
Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных
материалов (в том числе различных текстильных материалов) для общей активизации
клиентов и развития сенсомоторных навыков. [2, с. 145]
При подборе тканей и других материалов мы руководствуемся тем, что «для
увеличения свободы выбора и ситуации неопределенности для клиента нужно не
столько увеличить количество материала для работы, сколько предусмотреть его
максимальную вариативность. Озадаченный необъяснимым набором материала, клиент
обнаруживает единственную возможность выйти с достоинством из затруднительного
положения – включить свою резервную креативность, что, собственно говоря, нам с
ним и требуется.
Обязательно иметь ткань всех базовых (архетипических) цветов – черную, белую,
красную, зеленую, желтую, синюю, серую. Каждый из этих цветов несет свою
информацию, и потому уже сам выбор цвета становится диагностичным для терапевта
и терапевтичным для клиента.
Каждый конкретный материал, который вообще используется в арт-терапии, имеет
свой характер, темперамент, капризы – а значит, и свой уровень сопротивления.
Ткань имеет два основных существенных признака – цвет и фактуру (толщину,
пластичность, прозрачность, поверхность ровную или с узором, блестящую или
матовую). Исходя из этого, можно говорить о необходимом минимуме особенностей
предлагаемых тканей.
К минимальному, уже описанному выше цветовому ассортименту тканей вполне могут
быть добавлены оранжевый, фиолетовый и голубой. Такой набор, с одной стороны,
будет содержать все цвета спектра, а с другой – не создаст для клиента
избыточной, непреодолимой неопределенности. Однако помимо чистых цветов
необходимы еще и разноцветные лоскуты – с рисунком, в клетку, в горошек.
Свои особенности при формировании необходимого набора связаны и фактурой тканей.
Так, например, ткань базовых (архетипических) цветов должна быть
преимущественно простой (ситец, сатин, полотно), без выделки и не толстой. В
наборе тканей обязательно должна присутствовать прозрачная ткань (марля, шифон,
капрон, газ и пр.), так как часто … требуется именно прозрачность,
расплывчатость, «акварельность». Желательно иметь также небольшое количество
ткани с блеском и тяжелой (типа атласа)…» [3, с. 85]
Творчество
Работа в данной мастерской рассчитана на 2-3 часа, из которых первые
час-полтора уходят на создание индивидуальной работы, а оставшееся время
посвящается соединению индивидуальных работ в одно общее полотно и
заключительному обсуждению всего процесса работы. Основные участники мастерской
– люди зрелые, осмысливающие свою жизнь или отдельные ее периоды, для которых
важно найти значение прожитой жизни и смысла для оставшейся ее части, выразив
это в своем творчестве.
В упрощенном варианте (более коротком по продолжительности и с меньшим
погружением, возможно, с другими темами) данная мастерская может проводиться с
подростками, лицами пожилого возраста или в смешенных по возрасту и составу
группах. В этом случае такая работа действительно приближается к традиционным
посиделкам с беседами, разговорами на разные темы, прослушиванием музыки,
возможно, пением, и из разряда арт-терапевтической переходит в
арт-педагогическую, реабилитационную, социальную работу.
И в заключение нам представляется важным привести высказывание, отражающее не
только идею нашей мастерской, но и всей арт-терапевтической работы в целом:
«Одни слова, без какой-либо художественной формы, не могут разрешить парадокс,
раскрывающийся в стремлении одновременно и спрятать, и выразить свои самые
травмирующие и болезненные переживания… Когда имеешь дело с искусством, ты
становишься частью своей работы и одновременно находишься вне ее. Это процесс
проникновения, ощущение себя частью целого, а также процесс ухода и переживание
своей независимости. В жизни много переживаний, которые очень трудно выразить
словами. Вместе с тем часто в процессе творчества они приобретают форму,
которая позднее может быть преобразована в слова». [4, с.199, 265]
Давайте же поищем в себе мудрую бабушку-задворенку из русской сказки с ее
волшебным клубочком, который укажет нам верный Путь, и будем следить, чтобы
ниточка не порвалась.
Литература
1. Баканова А.А. Славянские обряды в практике куклотерапии. //
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса. –
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2004.
2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999.
3. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии. – М.: Издательство
Института Психотерапии, 2001.
4. Минде Асе, Дженнингс Сью. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. – М.
: ЭКСМО, 2003.
5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
6. Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. – СПб.: ИК «Невский
проспект», 2002.
|
|