|
свой характер, темперамент, капризы – а значит, и свой уровень сопротивления.
Ткань имеет два основных существенных признака – цвет и фактуру (толщину,
пластичность, прозрачность, поверхность ровную или с узором, блестящую или
матовую). Исходя из этого, можно говорить о необходимом минимуме особенностей
предлагаемых тканей.
К минимальному, уже описанному выше цветовому ассортименту тканей вполне могут
быть добавлены оранжевый, фиолетовый и голубой. Такой набор, с одной стороны,
будет содержать все цвета спектра, а с другой – не создаст для клиента
избыточной, непреодолимой неопределенности. Однако помимо чистых цветов
необходимы еще и разноцветные лоскуты – с рисунком, в клетку, в горошек.
Свои особенности при формировании необходимого набора связаны и фактурой тканей.
Так, например, ткань базовых (архетипических) цветов должна быть
преимущественно простой (ситец, сатин, полотно), без выделки и не толстой. В
наборе тканей обязательно должна присутствовать прозрачная ткань (марля, шифон,
капрон, газ и пр.), так как часто … требуется именно прозрачность,
расплывчатость, «акварельность». Желательно иметь также небольшое количество
ткани с блеском и тяжелой (типа атласа)…» [3, с. 85]
Творчество
Работа в данной мастерской рассчитана на 2-3 часа, из которых первые
час-полтора уходят на создание индивидуальной работы, а оставшееся время
посвящается соединению индивидуальных работ в одно общее полотно и
заключительному обсуждению всего процесса работы. Основные участники мастерской
– люди зрелые, осмысливающие свою жизнь или отдельные ее периоды, для которых
важно найти значение прожитой жизни и смысла для оставшейся ее части, выразив
это в своем творчестве.
В упрощенном варианте (более коротком по продолжительности и с меньшим
погружением, возможно, с другими темами) данная мастерская может проводиться с
подростками, лицами пожилого возраста или в смешенных по возрасту и составу
группах. В этом случае такая работа действительно приближается к традиционным
посиделкам с беседами, разговорами на разные темы, прослушиванием музыки,
возможно, пением, и из разряда арт-терапевтической переходит в
арт-педагогическую, реабилитационную, социальную работу.
И в заключение нам представляется важным привести высказывание, отражающее не
только идею нашей мастерской, но и всей арт-терапевтической работы в целом:
«Одни слова, без какой-либо художественной формы, не могут разрешить парадокс,
раскрывающийся в стремлении одновременно и спрятать, и выразить свои самые
травмирующие и болезненные переживания… Когда имеешь дело с искусством, ты
становишься частью своей работы и одновременно находишься вне ее. Это процесс
проникновения, ощущение себя частью целого, а также процесс ухода и переживание
своей независимости. В жизни много переживаний, которые очень трудно выразить
словами. Вместе с тем часто в процессе творчества они приобретают форму,
которая позднее может быть преобразована в слова». [4, с.199, 265]
Давайте же поищем в себе мудрую бабушку-задворенку из русской сказки с ее
волшебным клубочком, который укажет нам верный Путь, и будем следить, чтобы
ниточка не порвалась.
Литература
1. Баканова А.А. Славянские обряды в практике куклотерапии. //
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса. –
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2004.
2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999.
3. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии. – М.: Издательство
Института Психотерапии, 2001.
4. Минде Асе, Дженнингс Сью. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. – М.
: ЭКСМО, 2003.
5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
6. Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. – СПб.: ИК «Невский
проспект», 2002.
|
|