Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин - Синергическая интерактивная музыкотерапия
 [Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
И.М.Мирошник,  Е.В.Гаврилин
Синергическая интерактивная музыкотерапия
 (С) All rights reserved, I.Miroshnik and E.Gavrilin, 2003
 Введение
Становление музыкотерапии  
      Способ лечения музыкальными звуками известен человечеству тысячи лет. В 
Китае, Египте, Древней Греции, Риме уже в первых теоретических учениях, 
разработанных великими философами древности (Конфуций, Пифагор, Гераклит, 
Платон, Аристотель, Лукреций Кар) музыка рассматривалась как вид деятельности 
(то есть практики) одновременно близкий к науке, ремеслу и религиозному культу. 

      Музыка представлялась и как модель мира, способствующая познанию его 
законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу, на 
человека (врачевание, формирование нравственных, гражданских качеств и др.). 
       Однако как самостоятельная отрасль знаний  и область научно-практической 
деятельности музыкотерапия начала формироваться только в 19-20 веке, что, на 
наш взгляд, обусловлено следующими основными факторами: 
1.    Формированием теории музыки. 
2.    Формированием общечеловеческой музыкальной культуры, воплощенной в стилях 
Барокко, Классицизма, Романтизма, Импрессионизма, Экспрессионизма,  Сонористики,
 Техногенной музыки, New Age и пр. 
3.    Развитием психологии и психотерапии. 
4.    Ускорением социальных информационных процессов. 
5.    Развитием технических средств записи и воспроизведения музыки.  
      Во второй половине 20 века музыкотерапия начинает активно применяться в 
Европе, США,  Австралии, Японии и других странах мира.  Среди получивших 
широкую известность теоретических школ следует выделить Дж. Элвина 
(Великобритания), П. Нордоффа и К.Роббинса (США), Э. Лекоурта (Франция), Швабе 
(Германия), Джулии Кремаски Тровеси (Италия). В Англо-саксонских странах и 
большей части Европы сегодня преобладает теоретическая линия 
Alvin-Nordoff-Robbins-Cremaschi. 
      В последнее десятилетие на передовые позиции выходит итальянская школа 
музыкотерапии (профессор Giulia Cremaschi Trovesi), в которой на основе 
феноменологического подхода в сочетании с техниками НЛП разработаны  
эффективные технологии музыкотерапии: «Dialogo Sonoro»,  «Corpo Vibrante» и др. 
(Мы не будем  сейчас детализировать этот замечательный метод, потому что 
сегодня нам представляется уникальная возможность познакомиться с ним  
непосредственно в авторском изложении).
      В нашем докладе основное внимание уделяется разработанному  и 
запатентованному нами в России оригинальному методу «Синергической  
интерактивной музыкотерапии» (Мирошник, Гаврилин, 1993).1[i] 
Парадигма синергической интерактивной музыкотерапии
      Как отмечалось выше, в культуре древних цивилизаций музыка представлялась 
как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее 
магическое средство воздействия на природу и на человека. Подобный подход 
определен  нами как синкретизм науки-религии-искусства, который был характерен 
для древних цивилизаций, а затем с некоторыми трансформациями был имплантирован 
в средневековую культуру под доминантой религии.  
      Эпоха Возрождения дала первый мощный толчок, который потряс устои 
синкретической культуры средневековья. И огромное значение в этом прогрессивном 
процессе имеет искусство Италии. В музыкальной культуре – это, прежде всего, - 
великий Джозеффо Царлино (1517-1590), который в «Установлениях гармонии» 
средневековому учению о ладах противопоставил новую тональную систему с двумя 
основными наклонениями – мажором и минором. Мажор и минор обобщили исторически 
предшествующие им лады, но в тоже время явились воплощением принципиально новой 
ладовой организации, которая воплощала изменения происходившие в самом строе 
диссоциирующего человеческого  мировосприятия и  диссоциирующего мышления. В 
отличие от средневековых эстетиков, Царлино считал, что мир полон гармонии, и 
объективная гармония мира соизмерима с гармонией человеческой души. В нашей 
терминологии  такое ренессансное музыкальное мышление определяется как теория 
амфотерности мажора и минора, которая тесно связана со становлением 
активно-личностного мышления и самосознания человека. Отметим, что в отличие от 
 дисгармоничного диалектического мышления Гегеля, в гармоническом амфотерном 
триединстве противоположности мажора и минора являются не антагонистичными, но 
комплементарными, то есть взаимодополнительными. Поэтому, вопреки пророчеству 
Гегеля о «дисгармонии в искусстве» в  классической музыке возникает и 
сохраняется, как живительный родник гармоничного мышления и сознания, 
амфотерное единство (но не диалектическая борьба!)  взаимодополняющих 
противоположностей: мажора и минора, диссонансов и консонансов. Напомним, что в 
своей эстетической концепции Гегель полагал, что по мере развития истории 
гармония уступает место коллизиям, дисгармониям, антагонизмам и этот процесс 
является необратимым. В отличие от этой позиции Гегеля, мы полагаем, что 
антагонизм мыщления, порождающий соответствующие процессы в искусстве, является 
лишь этапом постсинкретической, «антагонистической культуры», который  
закономерно сменяется этапом «эклектической культуры». На  современном этапе 
эклектической культуры в процессе  взамосмешения искусств, а также науки и 
религии, происходит синтез  и кристаллизация новой гармонической системы, 
основанной на принципе синергии науки-религии-искусства.   
      Однако, следуя логике изложения, мы должны вернуться  в 16 век.  Итак, 
мажорное и минорное трезвучия явились центральными элементами двух главных 
ладов европейской музыки. Как известно, основа аккордики в амфотерной 
мажорно-минорной тональной системе – есть консонирующие трезвучия.  Именно 
Джозеффо Царлино дал первую теорию трезвучий (1558), назвав их «гармониями». 
Впоследствии трезвучие обозначалось как триада. Учитывая, что тринитарная 
парадигма, имеющая предпосылки в религии, искусстве и науке, рассматривается 
нами как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания  личности 
человека, будет уместно вспомнить, что в 17 веке И. Липпиус (1612) и А. 
Веркмейстер (1686-87) полагали, что гармоническое трезвучие символизирует 
святую троицу.  Таким образом, с нашей точки зрения, в эпоху ренессанса в 
музыкульной культуре  сформировались зачатки амфи-тринитарного гармонического 
мышления. 
      В мире зазвучала божественная амфи-тринитарная гармония личности человека.

      С нашей точки зрения, такое амфи-тринитарное мышление  не только явилось 
источником саморазвития музыки и Европейской культуры в целом, но, открыв 
богатую палитру средств музыкальной художественной выразительности, позволила 
великим гениям эпохи Возрождения осознать и выразить в своих произведениях 
личность как активно-творческое, целеполагающее начало, а его имманентную 
амфотерность, как источник  самоорганизации и развития на природном, социальном 
и  духовном уровнях бытия. Так в учении Царлино свершилась неосознаваемая 
амфитринитарная транскрипция личности в новую ладотональную систему музыкальной 
гармонии. Мы полагаем, что эпоха Возрождения в Италии явилась предтечей, 
эмбрионом будущей постиндустриальной персоналистической культуры.
      Первоначальный синкретизм науки-религии-искусства посредством творческой 
активности сопричастных личностей – великих поэтов, художников, музыкантов, 
окончательно взламывается в эпоху Просвещения  и, в период 17-18 веков,  
постепенно трансформируется в антагонизм, который в 19 веке обеспечивает 
эмансипацию искусства и науки от религии и  их самоопределение в культуре 
индустриального общества 20 века. Затем наступает этап синтеза (современный 
период плюралистического эклектизма), который, как мы полагаем,  в идеале 
постиндустриальной персоналистической культуры  разрешится в синергизм науки – 
религии - искусства.  
      Слово "синергия" и  производное от него слово «синергизм» греческого 
происхождения (греч. synergeia ) и означает совместное действие, то есть 
со-действие различных сил или субъектов таким образом, что действие одного 
усиливает действие другого. Следовательно, когда мы говорим о синергии 
науки-религии-искусства в постиндустриальной персоналистической культуре, по 
сути мы говорим о том, что не теряя самостоятельности, эти три компоненты 
духовной деятельности человека взаимодополняют, взаимоопосредствуют и 
взаимоусиливают действие друг друга, возвышая личность до уровня гармонической 
троичности.  - По образу и подобию. 
      Этот новый подход к анализу динамики культуры (от синкретизма через 
антагонизм становления к синергии науки, религии, искусства) предложен нами в 
рамках философско-психологической теории постиндустриального персонализма 
(Мирошник, Гаврилин, 1996).
      Синкретизм, антагонизм, эклектизм и синергизм рассматриваются нами как 
системообразующие принципы культуры, общественного и индивидуального бытия и 
сознания. Соответственно, в новой философско-психологической концепции нами 
выделяются четыре парадигмальных типа культур: синкретическая, 
антагонистическая, эклектическая и синергическая. Современный постмодернизм –  
мы рассматриваем как яркое проявление умирающей, аморфной, эклектической 
культуры. Синергизм - есть системообразующий принцип рождающейся на наших 
глазах новой,  постиндустриальной персоналистической культуры.
Симптоматика постмодернизма
 
      Напомним, что в концепции постмодернизма, которой сегодня традиционно  
придается парадигмальный характер, амбивалентность является одной из ключевых 
психологических характеристик сознания и поведения индивидуума в социальной 
системе.  Так по определению известного социолога и философа Баумана, 
социологическая теория постмодернизма – это «осознание модернизмом самого себя» 
и переход к институциализированному плюрализму, многообразию, достаточной 
неопределенности и амбивалентности (Z. Bauman, 1992). 
      Известный философ Мераб Мамардашвили называл современное 
постмодернистское общество, в котором останавливается производство истины, 
игрой в зеркалах, сюреально-знаковым отражением чего-то другого. В этом 
обществе,  - писал Мамардашвили, - формируются «люди организованного счастья, 
которые даже презирать себя не могут, ибо живут в ситуации разрушенного 
сознания и разрушенной материи человеческого». Возникающее аномальное знаковое 
пространство затягивает в себя все, что с ним соприкасается. Человеческое 
сознание аннигилирует, и, попадая в ситуацию неопределенности, где все 
перемигиваются не то что двусмысленно, но многосмысленно, аннигилирует и 
человек: ни мужества, ни чести, ни достоинства, ни трусости, ни бесчестия. Не 
имеет значения, что у тебя в «сознании», лишь бы знак подавал… 
      В таком плюралистическом обществе формируется амбивалентный индивидуум – 
«человек без свойств», который описан в романе австрийского писателя Музиля. 
Все, что ни делай выльется в какую-то белиберду. Ищи правду или не ищи правду – 
все одно – пройдешь по уже заданным путям бессмыслицы. Музиль прекрасно знал, – 
писал Мераб Мамардашвили, - что  внутри такой ситуации действовать и мыслить 
невозможно – из нее важно выйти.
      Мы выражаем уверенность, что общество постиндустриальной 
персоналистической культуры сумеет преодолеть патологическую амбивалентность 
современного постмодернизма.  
Отметим, что в наших работах впервые введен принцип амфотерной детерминации 
развития, который предназначается для описания продуктивной, гармонической  
двойственности, характерной для психических процессов, состояний и свойств 
гармонично развивающейся личности, и, соответственно,  дифференциации этих 
позитивных явлений от понятий и феноменов  инволюционной, патологической  
двойственности –  амбивалентности  и «основанной на принципе амбивалентности 
теории реверсивности» (М. Аптер и др.). При этом, диалектическая триада Гегеля 
рассматривается нами как необходимое, но не достаточное условие формирования 
тринитарного мышления личности. Переход от диалектической парадигмы мышления, 
свойственной постсоветскому субъекту, к тринитарной осмысливается в рамках 
разработанной нами амфи-тринитарной синергической1[ii] модели, в которой 
впервые сформулирован принцип амфотерной детерминации развития на трех 
взаимодополняющих уровнях самоорганизации сложных систем. 
 
Свойство амфотерности (бифункциональности)  принципиально отличается от 
антагонизма борящихся противоположностей, равно как и от амбивалентности, и  
впервые рассматривается нами как фундаментальное свойство сложных систем - 
источник  самоорганизации и развития.  
Амфотерность (от греч. amphoteros - «и тот и другой», двусторонний)   в теории 
ЛОК-терапии многогранна: необходимое-возможное; материальное-идеальное; 
психическое-физическое; субъективное-объективное; измерение-изменение; 
каузальное-телеономическое; актуальное-потенциальное; мужское-женское, 
понимание-объяснение, реальное-виртуальное и т.д. Такая амфи-детерминация  в 
широком смысле рассматривается  нами как необходимое условие  развития личности.

Различия амфотерности и амбивалентности
Для уяснения принципиальных различий между амфотерностью и амбивалентностью 
будет уместно сделать небольшой этимологический экскурс и вспомнить, что термин 
амбивалентность (от лат. ambo – два, оба и  valentia – сила) введен психиатром 
Э. Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении[2]. – 
«Благодаря шизофреническому дефекту ассоциационных путей становится возможным 
сосуществование в психике противоречий, которые, вообще говоря, исключают друг 
друга. Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны 
и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то 
же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и 
чего не хочет (амбивалентность воли, двойственная тенденция — амбитенденция); 
он в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как вы» и «Я не такой 
человек, как вы». Бог и черт, здравствуй и прощай для него равноценны и 
сливаются в одно понятие (интеллектуальная амбивалентность)». (E. Bleuler. 
Руководство по психиатрии. — Берлин, 1920, с. 312—313). 
Главная черта патологической двойственности заключается в том, что независимо 
от условий внешней среды в поведении, мышлении высказываниях пациента 
наблюдаются противоречащие, конфликтующие отношения и реакции, которые сменяют 
друг друга немотивированно быстро. 
Таким образом, как мы с вами понимаем, постмодернизм манифестирует 
шизофреническое мышление и, фактически,  индуцирует  его индивидуумам. 
Подчиняясь этому глобальному влиянию, индивидуум теряет способность критически 
мыслить. Попадая в ситуацию неопределенности, где «все перемигиваются не то что 
двусмысленно, но многосмысленно», его самосознание просто аннигилирует. 
Медицинские последствия такого типа культуры очевидны.
Однако, с нашей точки зрения, в современных кризисных условиях, вопреки 
постмодернистским установкам, размывающим субъекта как лицо начертанное на 
прибрежном песке, начинает работать персоналистический закон формирования 
здоровья, в соответствии с которым повышение уровня самоорганизации личности 
приводит к повышению уровней ее физического, социального и духовного  здоровья. 
Другими словами, чем в большей мере индивидуум способен рефлексировать самого 
себя, чем более осознанным, ответственным и целенаправленным становится процесс 
психического самоуправления жизнедеятельностью на биологическом, социальном и 
духовном уровнях бытия, тем выше уровень здоровья личности, семьи, общества. 
 
Синергическая амфитринитарная модель может стать новой 
философско-психологической парадигмой общественного и индивидуального бытия и 
сознания. В отличие от дисгармонии диалектической триады, в которой 
противоположности антагонистичны, синергизм амфотерного триединства обусловлен 
тем, что противоположности находятся в комплементарных отношениях (но не 
конгруэнтных, идентичных или амбивалентных). Причем, возникающая 
амфитринитарная транскрипция науки-искусства-религии в синергическое 
триединство общественного и индивидуального бытия-сознания-времени - есть 
процесс и результат  творческой активности личности в 
природно-социально-духовной жизнедеятельности.
Любовь как механизм синергической коммуникации 
 Психологической основой такой личностной активности является высшая Любовь – 
механизм синергической коммуникации комплементарных противоположностей. В 
процессе синергической коммуникации  на природном, социальном и духовном 
уровнях индивидуального и общественного бытия и сознания осуществляется 
транскрипция свойств сопричастных личностей в «свое другое».  
Подчеркнем, что, в отличие от традиционной для гуманистической психологии 
трактовки любви как механизма идентификации противоположностей (Абрахам Маслоу),
 в новой философско-психологической парадигме (Мирошник, Гаврилин) любовь 
понимается как синергия комплементарных противоположностей, стремящихся к 
порождению гармоничного третьего, который становится амфотерным  - «и тем и 
другим», то есть их свое-образной транскрипцией. Причем, именно амфотерная 
детерминация развития придает межличностной коммуникации продуктивный 
синергический характер и является  необходимым условием формирования 
гармоничного тринитарного мышления и самосознания личности. 
Амфотерный образ мира в трех измерениях
Психофизиологической основой такой активности является  амфотерное единство  
левого и правого полушарий мозга человека, генерирующего амфотерные психические 
образы (субъективные-объективные, внутренние-внешние, идеальные-реальные и т.д.
).
Мы полагаем, что амфитринитарная модель является основой функционирования мозга 
человека, который генерирует амфотерный образ объективного мира в трех 
измерениях.
Поясним этот тезис на простых примерах.
Известно, что на сетчатке каждого глаза создается лишь одно двумерное 
изображение, а так как наши глаза расположены на некотором расстоянии друг от 
друга, они видят мир под несколько различными углами (правее и левее центра) и 
посылают мозгу одновременно эту двойственную информацию в оба полушария. Но 
мозг из этих двух взаимодополнительных (комплементарных) изображений генерирует 
единый трехмерный зрительный образ мира, обеспечивая нам стереоскопическое 
зрение.
Аналогично обстоят дела и в области слуха. Правое и левое ухо проводят в мозг 
одновременно несколько различную информацию, так как ушные раковины имеют 
различную локолизацию в пространстве. Но мозг интегрирует два слуховых образа и 
воспроизводит для нас стереофонический звуковой мир в трех измерениях.
Это  простые примеры функционирования амфотерного мозга, генерирующего образ 
мира в трех измерениях, фактически раскрывают нам одно из проявлений 
универсального принципа функционирования и развития сложных систем, который мы 
определяем как амфи-тринитарную синергическую модель. 
Но если в процессах восприятия  элементарной информации мозг отрабатывает 
амфитринитарную модель независимо от субъекта, то на более высоких уровнях 
семантического анализа информации, для  восстановления адекватной работы мозга 
требуются специальные тренинговые и терапевтические технологии.
Метод синергической интерактивной музыкотерапии 
 Как показала наша практика, синергическая коммуникация комплементарных 
полушарий мозга  может восстанавливаться с помощью  новейших психотехнологий, 
основанных на комплексном взаимодействии искусств (синестетика), наукоемких 
технологий (мультимедиа),  духовных практик (инициация). 
Конкретным примером такой новейшей психотехнологии является 
Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия) 
Мирошник, Гаврилина, важнейший компонент которой - синергическая интерактивная 
музыкотерапия (СИМ). 
 
По сути, СИМ  это – транскультуральная гуманитарная практика - компонент новой 
персоналистической культуры - ее часть, комплементарная целому.
 
Обратимся к истории возникновения этого метода.
      Впервые метод синергической интерактивной музыкотерапии (СИМ) был 
разработан и запатентован в РФ как «Способ направленной регуляции 
психоэмоционального состояния человека» (Мирошник, Гаврилин, 1993)1[iii]. 
Важно отметить, что не только  способ  направленной  регуляции 
психоэмоционального состояния человека, но и описанные  нами  экспериментальные 
методики (звуко-цветового симультанирования,  образ движения (перцептограммы), 
симультанный художественный образ) были апробировали в клинике и могут 
эффективно применяться в  целях психотерапии, психогигиены, психопрофилактики, 
психокоррекции.
    Музыка и автоматически генерируемый на ее основе видеоряд воспроизводились 
с помощью персональной ЭВМ, для чего в 1991 году (т.е. задолго до появления 
аналогичных  программ на базе технологии мультимедиа) был специально разработан 
программный видеомузыкальный синтезатор. 
Демонстрация VCD1 с композициями из ТОНИКИ
Сейчас мы продемонструрируем видеозапись цвето-музыкальных  динамических 
композиций, с помощью которых осуществлялась коррекция психоэмоционального 
сосотояния. Эти композиции автоматически генерировались компьютером по 
специальному алгоритму. Заметим, что эта программа была написана для 
персонального компьютера IBM PC AT в 1990-1992 годах, то есть тогда, когда весь 
современный арсенал мультимедиа еще не существовал в природе. В то время на  
персональном компьютере не было  ни звуковых плат, ни мощных видеоплат с 
графическими ускорителями.   «Windows» был еще в диковинку, и Билл Гейтс еще не 
стал одним из самых богатых людей планеты, а  был всего лишь очень талантливым 
программистом и  бизнесменом.  Персональные компьютеры в то время  практически 
не применялись для работы с графикой и музыкой. Однако, несмотря на техническое 
несовершенство, принципы, заложенные в «способе  направленной  регуляции 
психоэмоционального состояния»  позволяли добиваться уникальных результатов в 
реабилитации больных наркоманией, алкоголизмом, больных психиатрического и 
психосоматического профиля. 
  
(Идет Демонстрация VCD1 с композициями из ТОНИКИ )
 
Итак, этот способ был реализован нами в первой компьютерной системе 
интерактивной видео-музыкальной терапии «ТОНИКА» и апробирован в Московском НИИ 
СП им. Склифосовского (1992-1994). Его отличительные особенности: 
*        Наличие системы классификации, с  помощью которой   структурируется 
пространство психических состояний и свойств личности и создается его 
отображение (транскрипция) в пространство разнохарактерных художественных 
образов.
*        автоматизированная подстройка музыко-цвето-динамических 
(видеомузыкальных) композиций к актуальному и желаемому психоэмоциональным 
состояниям пациента (транскрипция состояний и свойств личности в художественные 
образы);  
*        изменение состояния в заданном направлении с помощью видеомузыкальных 
программ (трансляция комплементарных субъекту аудио-визуальных образов);  
*        кроссмодальная обратная связь, информирующая пациента об изменениях, 
происходящих в процессе музыкотерапии, с использованием различных 
репрезентативных систем (репликация состояний и свойств). 
 
Именно разработанный нами метод позволил в дальнейшем с помощью психологических 
тестов объективировать в системе ЛОК-терапии различные психические состояния и 
свойства личности, включая темпераментальные, характерологические и т.д.) и 
осуществить их транскрипции в разнохарактерные  и полимодальные художественные 
образы (музыкальные, цветодинамические, литературно-поэтические, 
драматургические, живописные и т.д.).  Причем, результаты психологического 
тестирования  воздействия художественных образов на психические состояния и 
свойства личности были варифицированы  и по объективным показателям.
Опыт клинического применения СИМ 
В нашей статье «Опыт клинического применения системы Тоника в 
лечебно-диагностической работе, опубликованной в 1994 году в сборнике 
«Психическое здоровье населения России», были представлены некоторые результаты 
апробации  системы интерактивной видео-музыкальной терапии «ТОНИКА» в 
Московском НИИ СП им. Склифосовского.
 Приведем основные тезисы этой работы.
 
Психоэмоциональное состояние человека (ПСЧ) является компонентом структуры его 
функционального состояния и рассматривается нами как субьективно значимый 
интегратор воздействия экзогенных и эндогенных факторов в процессе 
жизнедеятельности индивида.  
      Как показывает практика, ПСЧ, с одной стороны, является  чувствительным 
индикатором дезадаптации организма, а с другой - обьектом психотерапевтического 
воздействия, которое позволяет компенсировать проявления дезадаптационного 
синдрома. Как показали  наши исследования, динамика ПСЧ может служить 
показателем эффективности реабилитации больных после тяжелых отравлений.
      С целью решения задачи реабилитации больных после тяжелых отравлений 
психотропными препаратами на резидуальной стадии отравления была применена 
автоматизированная система управления психоэмоциональным состоянием человека 
"ТОНИКА". Система применялась наряду с лекарственной терапией, направленной на 
снятие проявлений психоорганического и астенического синдромов.
       Система  "ТОНИКА"  пpедставляет  собой  пpогpаммно-технический комплекс, 
pеализованный на базе ПЭВМ IBM PC/AT и пpедназначенный для индивидуального 
контроля и коррекции ПСЧ. В системе реализован "Способ направленной регуляции 
ПСЧ", основанный на методике единовременного музыкально-цветового воздействия 
на реципиента , которое обеспечивает невербальную суггестию определенного ПСЧ.
       Система функциониpует в тpех pежимах: диагностики ПСЧ, коррекции ПСЧ, 
анализа данных и настpойки системы.
       В режиме "настройки" системы врач-психотерапевт имеет возможность задать 
сценарий компьютерной психотерапии, который определяет состав и 
последовательность предъявления диагностических тестов (восьмифакторный тест 
Супос 8, восьмицветовой тест Люшера с оценкой вегетативного баланса и 
суммарного отклонения от аутогенной нормы), а также один из трех режимов 
коррекции состояния пациента: снятия психо-физического напряжения (релаксации), 
настроя на активную деятельность (мобилизации) или общей гармонизации состояния 
(оптимизации). В зависимости от значений параметров диагностированного 
актуального ПС система "Тоника" автоматически выбирает и воспроизводит с 
помощью ПЭВМ аудио-визуальные композиции, обеспечиваюшие максимальный 
психотерапевтический эффект в заданном режиме коррекции ПСЧ.
       В процессе клинической апробации подсистема диагностики ПСЧ была 
дополнена объективными методами (ЧСС, АД, КГР), позволяющими проследить 
динамику вегетативного тонуса, проявляющуюся как симпатическими так и 
парасимпатическими "сдвигами", а также компьютерными тестами для оценки простых 
сенсомоторных реакций, внимания (таблицы Шульте), тревожности (тест 
Спилбергера), САН (самочувствие, активность, настроение) и другими 
психодиагностическими тестами.
       В ходе комплексного лечения 25 больных с отравлениями психотропными 
препаратами на резидуальной стадии отравления были  проведены сеансы 
компьютерной психотерапии с применением системы "Тоника" ( по 2 - 3 сеанса 
через 1-3 дня).   
       В результате  после сеансов компьютерной психотерапии у больных 
наблюдались адекватные проведенному воздействию изменения показателей 
актуального ПС, как по субьективным так и по обьективным методам тестирования.
       В режиме "мобилизации", который назначался больным с выраженным 
трофотропным синдромом, наблюдались увеличения значений по факторам оценки ПС 
"Энергичность", "Активность" в среднем на 16% c одновременным снижением 
показателей по факторам "Подавленность" - на 12%, " Удрученность" - на 13%. При 
этом отчетливо фиксировался сдвиг вегетативного баланса в сторону активации   
симпатической компоненты вегетативной нервной системы.
       В режиме "релаксации",который назначался больным с выраженным 
эрготропным синдромом, напротив, значения по факторам "Активность", 
"Импульсивность", "Беспокойство", "Тревожность"  cнижались в среднем 
соответственно на 10%, 11%, 15% ,15%, а по фактору "Спокойствие" - 
увеличивались на 17% . Одновременно наблюдался сдвиг показателей вегетативного 
баланса в сторону активации парасимпатической компоненты вегетативной нервной 
системы.
       В режиме "Оптимизации", который назначался больным как после режима 
"Мобилизации", так и после режима "Релаксации", происходило относительное 
смещение показателя вегетативного баланса по тесту Люшера к "cредним" значениям 
с одновременным уменьшением суммарного отклонения от аутогенной нормы. 
       Необходимо также отметить, что для всех режимов коррекции состояния 
после сеансов компьютерной психотерапии наблюдались позитивные изменения по 
тесту САН ( фактор "Самочувствие" в среднем на 20%, фактор "Настроение" - на 
24%) и по тесту Спилбергера - уменьшение показателя ситуативной тревожности до 
"среднего" и "низкого" уровней.
       Таким образом, результаты клинической апробации показывают, что система 
компьютерной психотерапии "Тоника" может применяться наряду с общепринятыми 
методами в качестве немедикаментозного средства ускоренной реабилитации больных 
с острыми психогенными реакциями при экзогенных отравлениях.
       Следует отметить возможность применения системы "Тоника" c целью 
повышения гипнабельности  при проведении психотерапии, направленной на 
восстановление трудоспособности и социальной адаптации больных, а также 
диагностики, профилактики и лечения психоэмоциональных нарушений.
Приведем наглядный пример применения Синергической Интерактивной Музыкотерапии 
в психотерапевтической практике.
Демонстрация сеанса СИМ    
В психотерапевтической практике часто встречаются случаи,  когда в результате 
психоэмоциональной дезадаптации у пациента наблюдаются выраженные аффективные  
нарушения,  которые  могут  проявляться в форме глубокой депрессии или высокой 
тревожности.
   В этих случаях можно эффективно применять предложенный  способ направленной 
регуляции психоэмоционального состояния. Причем, если в психоэмоциональном 
состоянии пациента преобладают депрессивные компоненты, рекомендуется регуляция 
состояния  в  направлении психической мобилизации, т.е. последовательный 
перевод в  состояние, характеризующееся высокой энергичностью,  активностью,  
уверенностью в своих силах и т.д.
   В случае преобладания компонентов тревожного аффекта целесообразным является 
постепенный перевод пациента в  состоянии  приятной  успокаивающей  релаксации, 
 которое  характеризуется  низким уровнем беспокойства и тревожности при 
среднем уровне энергичности и низком уровне психической активности.
Рассмотрим конкретный пример.
    Демонстрация ВИДЕОФИЛЬМА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ 1 ЧАС 10 минут.          
Задача музыкальной герменевтики 
«Здравствуй Бог – говорит Бах.
Здравствуй Бах – говорит Бог»...
 Из песни Александра Галича
 
 
В качестве музыкотерапевтического материала  в системе «ТОНИКА» применялись 
разнохарактерные музыкальные композиции на темы 48 прелюдий и фуг, вошедших в 
Хорошо Темперированный Клавир  (ХТК) И.С.Баха. 
По мере совершенствования технологии «Мультимедиа» совершенствовались 
музыкальные композиции и их транскрипции в цветодинамические образы. 
Сначала мы заменили простейший синтезатор звука на более современный. При этом 
была реализована идея амфотерности мужского и женского начала в абсолютном. За 
этой метафорой скрывается тот факт, что в новой версии системы «Тоника» 
использована оригинальная темброво-ритмическая интерпретация ХТК Баха.
Демонстрация новой версии Тоники в формате Видео CD
Сегодня мы продемонстрируем  новую версию системы Тоника в видеозаписи, 
произведенной  непосредственно с  персонального компьютера на видеомагнитофон, 
а затем оцифрованной в формате Видео CD.
Как вы слышите в этой  записи Прелюдии и Фуги Баха исполняются хором мужских и 
женских голосов. Это тембровое решение является одной из конкретных реализаций  
предложенного нами принципа амфотерности. Причем именно это тембровое решение 
позволяет добиться особой выразительности исполнения и, соответственно силы 
терапевтического воздействия. Профессионалы понимают, что такая интерпретация – 
результат  творческой, но длительной и кропотливой работы.  
Соответственно изменились и зрительный ряд. И, хотя в этой записи мы не сможем 
в полном объеме насладится великолепной игрой цветодинамических образов, мы 
видим, что применение современных компьютерных технологий анимации и  
трехмерной графики, позволяет существенно повысить выразительную мощность и 
силу  терапевтического воздействия видеомузыкальных композиций. 
 
При этом, собственно технология направленной музыкотерапии  в своей основе 
остается неизменной с 1992 года.
 
Как мы уже отмечали, для ее реализации была разработана система классификации 
психических состояний и свойств и с ее помощью было построено пространство 
психических состояний и свойств личности и его отображение в пространство 
разнохарактерных художественных образов, в качестве которых использовались 96 
музыкальных произведений из ХТК И.С.Баха.  Причем, результаты психологического 
тестирования  воздействия  музыкальных художественных образов на психические 
состояния и свойства личности были варифицированы по объективным показателям. 
Наши  многолетние клинико-экспериментальные исследования показали, что ХТК Баха 
обладает поистине безграничным терапевтическим потенциалом и для души, и для 
тела человека. 
Поэтому мы полностью согласны с мнением некоторых искусствоведов о том, что ХТК 
– это совершенная музыкальная модель, стоящая на уровне божественного 
миротворения с заложенным в ней бесконечным потенциалом к развитию каждого из 
ее компонентов. Но этим мнением мы не ограничиваемся. 
Сегодня важно понимать, что в условиях экспансии постмодернизма, эклектической 
массовой культуры, с выраженной симптоматикой амбивалентного мышления,  
размывающего как лицо начертанное на прибрежном песке не только субъекта, но и 
личностные смыслы человеческих слов, музыка, музыкальный язык начинает 
выполняет ту же функцию, что и слово Божие. Поэтому, возможно, Третий завет 
приходит  к нам не в слове, а в музыке. 
Конечно с известной долей метафоричности, мы  можем рассматривать ХТК Баха 
именно как третий завет, обращенный к человечеству. С этой точки зрения Иоган 
Себастьян Бах – пророк, которому было явлено откровение Святого Духа, 
выраженное в музыкальной форме.
ХТК Баха – Бог внутри нас. То что чувствует и осознает человек, слушая музыку 
ХТК и есть слово Божие третьего завета, слово идущее изнутри, а не снаружи, 
слово обращенное индивидуально к каждому человеку, на его собственном языке 
личностных понятий и смыслов. 
ХТК – Бог звучащий в тебе, Бог звучащий во внутреннем Храме Вашей души.
В музыке Баха человеческое и божественное находятся в синергии – 
комплементарном единстве, она формирует личностное тринитарное мышление, 
обладающее свойством амфотерности, по образу и подобию.
С развиваемой нами точки зрения, великие композиторы – пророки Святого Духа, 
Духа Истины, что в нас пребывает и во век будет.
Задача музыкантов и музыкотерапевтов –  герменевтическая интерпретация  
классических музыкальных произведений с целью раскрытия слушателю их 
сакрального смысла. Исполнитель (как интерпретатор «Святого писания») 
сотворчествует композитору и выражает скрытое,  полисмысловое содержание музыки 
на интонационном и ритмическом языке своей эпохи. Исполнитель (как 
интерпретатор «Святого текста») творит вместе с  композитором и выражает 
скрытое,  полисмысловое содержание музыки на интонационном и ритмическом языке 
своей эпохи. Тем самым, мы определяем задачу музыкальной  герменевтики 
(Hermeneutics)   одновременно и в смысле Gadamer, и в смысле W.Dilthey. То есть 
интерпретатор должен с одной стороны проникать в элементы исторического времени,
 в которое было создано музыкальное произведение,  а, с другой стороны - он 
должен выражать постигаемые смыслы на интонационном языке своей эпохи. В ином 
случае, он останется не понятым современниками. А его исполнение будет 
интересно и понятно только узкому кругу профессионалов. На наш взгляд, только 
такая амфотерная герменевтика может стать ключем к постижению и раскрытию 
сакрального смысла музыки.
Причем, в процессе СИМ не только исполнитель, но и слушатель активно 
сотворчествует композитору. Возникает триединая система: композитор - музыкант 
- слушатель.  И в этом синергическом процессе слушателю открывается слово Божие,
 звучащее в нем самом.  И он слышит Дух Истины, в нем пребывающий. 
Особая роль в синергической интерактивной музыкотерапии отводится транскрипции 
музыки в зрительный цветодинамический образ. Зрительный, цветовой динамический 
образ, соответствующий эмоциональному характеру музыкального произведения, 
выполняет в синергической интерактивной музыкотерапии функцию катализатора 
непосредственной эмоционально-эстетической реакции на музыку и позволяет 
слушателю в сакральной графике мотивов увидеть скрытую семантику третьего 
завета, закодированную в музыке Баха и гениальных творениях великих 
композиторов классицизма, романтизма и импрессионизма. 
Синергический способ интерпретации и исполнения музыки
В конце 90-х годов метод синергической интерактивной музыкотерапии был дополнен 
предложенным И.М.Мирошник синергическим способом интерпретации и исполнения 
музыки. В соответствии с этим способом,  новаторская интерпретация  музыкальных 
произведений осуществляется с учетом закономерностей гармоничной смены фазовых 
состояний в сложных колебательных системах (по закону фазогенеза), а специально 
разработанная фортепьянная исполнительская техника обеспечивает раскрытие 
глубинного кода музыки слушателям, в результате чего музыка   становится для 
слушателей не внешним звуковым фоном, а синергическим процессом,  
обеспечивающим  эффективное самоуправление и саморазвитие личности на 
психобиологическом, психосоциальном и психодуховном уровнях бытия, сознания, 
деятельности. 
ДЕМОНСТАЦИЯ (CD «Альбом синергической музыки», 1998)1[iv].
Теория и практика музыкально-цветовой синергии
Синергический художественный образ обладает уникальным свойством вызывать 
синтез амфотерных психических соединений (субъективного-объективного, 
идеального-реального, внутреннего-внешнего, каузального-телеономического), 
осуществляемый в триединстве слуховых, кинестетических и зрительных 
представлений (амфитринитарная синергическая модель). 
      Психофизиологической основой такого синтеза, с нашей точки зрения,  
является  амфотерное (бифункционалъное) единство  левого и правого полушарий 
мозга человека.  
      Мы полагаем, что синергическое взаимодействие комплементарных полушарий 
мозга может инициироваться с помощью  новейших психотехнологий, основанных на 
синергии искусств (синестетика), наукоемких технологий (мультимедиа),  духовных 
практик (инициация).  Конкретным примером такой  технологии является 
Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия) и ее 
важнейший компонент - синергическая интерактивная музыкотерапия .
      В теории ЛОК-терапии  мы рассматриваем  СИМ не только как  метод лечения, 
но и как транскультуральную гуманитарную практику, направленную на гармонизацию 
личности человека в триединстве ее биологического, социального и духовного 
бытия-сознания-времени. 
Мы полагаем также, что амфитринитарная парадигма (бифункциональная троичность) 
лежит в основе теории музыки  и находит свое воплощение в основных 
гармонических интервалах (октава, квинта, кварта), мажорных и минорных 
гармонических трезвучиях (тоника, субдоминанта, доминанта), связанных квинтовым 
родством. 
      Как мы уже отмечали, в  СИМ осуществляется транскрипция мажорных и 
минорных гармонических трезвучий в цветовые динамические образы. Эта 
транскрипция основывается на открытом нами принципе комплементарных отношений 
музыкальных и цветовых интервалов, то есть соответствии  интервала квинты и 
дополнительных цветов. Нами экспериментально (с помощью методики 
звуко-цветового симультанирования) выявлено соответствие двенадцати ступеней 
музыкального и цветового строя. Выявленная закономерность позволила привести в 
соответствие кварто-квинтовый круг из 12 мажорных и минорных тональностей  и 
круг дополнительных цветов (а также зодиакальный круг из 12 созвездий). 
Транскрипция отношений интервала квинты в отношения дополнительных цветов 
явилась своеобразной метрикой для установления синергии музыки и цвета, то есть 
для создания матрицы музыкально-цветовой гармонии. В итоге ее репликации 
формируются два комплементарных круга: дополнительных цветов и музыкальных 
тональностей, расположенных по степени гармонического родства, что 
принципиально отличается от традиционных моделей древнеиндийской и китайской 
натурфилософий, пифагорейской, неоплатонической  а также западноевропейской 
философий. 
      Таким образом, теории музыкальной и цветовой гармонии становятся 
комплементарными и возникает единая теория музыкально-цветовой синергии. 
Поэтому специально организованная (синергическая) видеомузыка рассматривается в 
ЛОК-терапии не только как средство направленной  саморегуляции, но и как  
духовная практика, обеспечивающая развитие гармонического тринитарного мышления 
и самосознания личности. 
      Синергический видео-музыкальный художественный образ обладает уникальным 
свойством вызывать синтез амфотерных психических соединений 
(субъективного-объективного, идеального-реального, внутреннего-внешнего, 
каузального-телеономического), осуществляемый в триединстве слуховых, 
кинестетических и зрительных представлений (амфитринитарная синергическая 
модель). Поэтому  в единстве с информационными технологиями (causae 
ministeriales) синергическая музыка создает в процессе ЛОК-терапии мощные 
энергетические потоки (causae efficiens), выполняющие важную роль в терапии и 
самоосуществлении личности (causa finalis).  
      Показания к применению  СИМ широки: заболевания нервной системы, 
сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, снижение иммунитета и 
пр. Синергическая музыкотерапия может применяться в комплексе ЛОК-терапии и 
сочетанно с физиотерапией  и др. методами лечения, как в индивидуальной, так и 
в групповой формах. 
      Таким образом, СИМ открывает принципиально новые возможности для медицины,
  развития творческих способностей, гармонизации мышления и самосознания 
личности в условиях становления новой постиндустриальной  синергической 
культуры третьего тысячелетия.






??

??

??

??

 
 [Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-