|
ладов европейской музыки. Как известно, основа аккордики в амфотерной
мажорно-минорной тональной системе – есть консонирующие трезвучия. Именно
Джозеффо Царлино дал первую теорию трезвучий (1558), назвав их «гармониями».
Впоследствии трезвучие обозначалось как триада. Учитывая, что тринитарная
парадигма, имеющая предпосылки в религии, искусстве и науке, рассматривается
нами как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания личности
человека, будет уместно вспомнить, что в 17 веке И. Липпиус (1612) и А.
Веркмейстер (1686-87) полагали, что гармоническое трезвучие символизирует
святую троицу. Таким образом, с нашей точки зрения, в эпоху ренессанса в
музыкульной культуре сформировались зачатки амфи-тринитарного гармонического
мышления.
В мире зазвучала божественная амфи-тринитарная гармония личности человека.
С нашей точки зрения, такое амфи-тринитарное мышление не только явилось
источником саморазвития музыки и Европейской культуры в целом, но, открыв
богатую палитру средств музыкальной художественной выразительности, позволила
великим гениям эпохи Возрождения осознать и выразить в своих произведениях
личность как активно-творческое, целеполагающее начало, а его имманентную
амфотерность, как источник самоорганизации и развития на природном, социальном
и духовном уровнях бытия. Так в учении Царлино свершилась неосознаваемая
амфитринитарная транскрипция личности в новую ладотональную систему музыкальной
гармонии. Мы полагаем, что эпоха Возрождения в Италии явилась предтечей,
эмбрионом будущей постиндустриальной персоналистической культуры.
Первоначальный синкретизм науки-религии-искусства посредством творческой
активности сопричастных личностей – великих поэтов, художников, музыкантов,
окончательно взламывается в эпоху Просвещения и, в период 17-18 веков,
постепенно трансформируется в антагонизм, который в 19 веке обеспечивает
эмансипацию искусства и науки от религии и их самоопределение в культуре
индустриального общества 20 века. Затем наступает этап синтеза (современный
период плюралистического эклектизма), который, как мы полагаем, в идеале
постиндустриальной персоналистической культуры разрешится в синергизм науки –
религии - искусства.
Слово "синергия" и производное от него слово «синергизм» греческого
происхождения (греч. synergeia ) и означает совместное действие, то есть
со-действие различных сил или субъектов таким образом, что действие одного
усиливает действие другого. Следовательно, когда мы говорим о синергии
науки-религии-искусства в постиндустриальной персоналистической культуре, по
сути мы говорим о том, что не теряя самостоятельности, эти три компоненты
духовной деятельности человека взаимодополняют, взаимоопосредствуют и
взаимоусиливают действие друг друга, возвышая личность до уровня гармонической
троичности. - По образу и подобию.
Этот новый подход к анализу динамики культуры (от синкретизма через
антагонизм становления к синергии науки, религии, искусства) предложен нами в
рамках философско-психологической теории постиндустриального персонализма
(Мирошник, Гаврилин, 1996).
Синкретизм, антагонизм, эклектизм и синергизм рассматриваются нами как
системообразующие принципы культуры, общественного и индивидуального бытия и
сознания. Соответственно, в новой философско-психологической концепции нами
выделяются четыре парадигмальных типа культур: синкретическая,
антагонистическая, эклектическая и синергическая. Современный постмодернизм –
мы рассматриваем как яркое проявление умирающей, аморфной, эклектической
культуры. Синергизм - есть системообразующий принцип рождающейся на наших
глазах новой, постиндустриальной персоналистической культуры.
Симптоматика постмодернизма
Напомним, что в концепции постмодернизма, которой сегодня традиционно
придается парадигмальный характер, амбивалентность является одной из ключевых
психологических характеристик сознания и поведения индивидуума в социальной
системе. Так по определению известного социолога и философа Баумана,
социологическая теория постмодернизма – это «осознание модернизмом самого себя»
и переход к институциализированному плюрализму, многообразию, достаточной
неопределенности и амбивалентности (Z. Bauman, 1992).
Известный философ Мераб Мамардашвили называл современное
постмодернистское общество, в котором останавливается производство истины,
игрой в зеркалах, сюреально-знаковым отражением чего-то другого. В этом
обществе, - писал Мамардашвили, - формируются «люди организованного счастья,
которые даже презирать себя не могут, ибо живут в ситуации разрушенного
сознания и разрушенной материи человеческого». Возникающее аномальное знаковое
пространство затягивает в себя все, что с ним соприкасается. Человеческое
сознание аннигилирует, и, попадая в ситуацию неопределенности, где все
перемигиваются не то что двусмысленно, но многосмысленно, аннигилирует и
человек: ни мужества, ни чести, ни достоинства, ни трусости, ни бесчестия. Не
имеет значения, что у тебя в «сознании», лишь бы знак подавал…
В таком плюралистическом обществе формируется амбивалентный индивидуум –
«человек без свойств», который описан в романе австрийского писателя Музиля.
Все, что ни делай выльется в какую-то белиберду. Ищи правду или не ищи правду –
все одно – пройдешь по уже заданным путям бессмыслицы. Музиль прекрасно знал, –
писал Мераб Мамардашвили, - что внутри такой ситуации действовать и мыслить
невозможно – из нее важно выйти.
Мы выражаем уверенность, что общество постиндустриальной
|
|