|
Безусловно, успешность решения арт-терапевтических задач во многом определяется
содержательной и методической стороной организации творческого процесса. К
примеру, постепенный переход от разделенной ответственности за качество
изобразительного продукта («групповой рисунок по кругу», коллаж и др.) к
индивидуальному творчеству дает чувство защищенности, возможность отстраниться
от сильных и деликатных чувств, а также необходимую степень безопасности при
включении в арт-терапевтический процесс. Это постепенное «проживание»,
продвижение субъекта в направлении от дистанцированности к максимальной
представленности личного содержания в продуктах спонтанной изобразительной
деятельности позволяет перенести негативные переживания на художественные
образы, эмоционально отреагировать травмирующий опыт, возвращаясь таким
опосредованным творческой деятельностью путем к действительности (механизм
сублимации). В арт-терапевтическом процессе познание собственного внутреннего Я
сопровождается его интеграцией с внешней реальностью. Природа эстетической
реакции, говоря словами Л.С. Выготского, позволяет изменить действие «аффекта
от мучительного к приносящему наслаждение» («Психология искусства», 1982).
Следовательно, побуждая к свободному выражению в символическом виде эмоций,
чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов
личности, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в
трудных жизненных ситуациях.
Ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы в контексте
психологической безопасности личности – перенос полученного опыта в
каждодневное интерперсональное поведение вне терапевтической группы.
|
|