|
средств массовой информации на художественную продуктивность детей в
арт-терапии становится все более значимым. Очевидно также, что общество
потребления в значительной степени определяет установки людей, проявляющиеся в
арт-терапевтической работе. Электронные медиа создают новую реальность, делая
актуальной задачу дифференциации детьми актуальной реальности от симулятивной.
С учетом всего этого арт-терапевты должны понять, в какой мере личная
психическая патология их клиентов является результатом массовых патологических
изменений в общественном сознании, поддерживаемых обществом потребления.
Деконструирование
Деррида пишет о “критике деконструирования” и считает, что оно не связано с
какой-то определенной теорией. Он дает ясно понять, что деконструирование — это
не теория и не метод, но стратегия работы с текстом (Derrida, 1976). Для того
чтобы показать, что такое деконструирование, он прибегает к теоретическим
рассуждениям и приводит конкретные примеры (Harvey, 1987). Во время посещения
симпозиума, организованного Университетом Джона Хопкинса, Деррида изложил
основные принципы нового, ставшего весьма авторитетным подхода к критике. В
своей работе “Структура, знак и игра в гуманитарном дискурсе” (Derrida,
1967/1978) он оспаривает базовые метафизические представления западной
философии (Selden, 1989, p. 87). Центральными в его исследовании становятся
понятия логоса и дифференции (Jefferson, 1986, p. 113). Для западной философии
характерно устойчивое стремление к поиску смысла. Сельден (Selden, 1989)
исследует представления о сущности, субстанции, бытии, истине, форме, сознании,
человеке и Боге в качестве центральных в западной метафизике. Стремление к
построению центрированных метафизических систем связывается с понятием логоса,
ассоциирующегося в “Новом Завете” с божественным присутствием. Фоноцентризм же
является одним из проявлений логоцентризма и связывается с превосходством речи
над письмом. Предполагается, что речь позволяет более непосредственно выражать
мысли. Письмо же рассматривается скорее как инструмент запечатления речи,
нежели самих идей.
Однако использование письма не позволяет постичь присутствия логоса. Деррида
вводит понятие дифференции для обозначения двойственной природы знака,
препятствующей полному присутствию логоса из-за бесконечных ссылок на другие
знаки (Selden, 1989; p. 88). Фоноцентрическая мысль однако игнорирует
дифференцию, настаивая на присутствии звучащего слова.
Понятие структуры предполагает наличие смыслового центра, который не является
предметом анализа, поскольку его анализ привел бы к созданию нового центра.
Деррида называет метафизической любую систему, построенную на так называемом
первом принципе логоцентризма, позволяющем создать определенную иерархию
смыслов (Eaglton, 1983; p. 132). Фоноцентрическое же мышление является
метафизической основой структурализма, пытающегося представить мир как
соединение противоположностей (мужское-женское, божественное-человеческое,
свет-тьма). Первым принципом организации метафизических систем является
исключение одного из элементов любой пары противоположностей. Так, в
патриархальном обществе мужчина является основным элементом, а женщина — тем
элементом, который представлен в гораздо меньшей степени. Деррида пытается
деконструировать первый принцип, показывая, как каждый из элементов пары
противоположностей скрывает другой элемент.
Деконструктивистская критика направлена на то, чтобы продемонстрировать, каким
образом в тексте могут быть выявлены парадоксы его внутренней организации.
Фоноцентризм рассматривает письмо как суррогат речи. Лишь речь позволяет
непосредственно передать присутствие логоса, облекая душу говорящего. Письмо же
облекает речь, позволяя воспроизводить ее любое количество раз и подвергать
интерпретации и реинтерпретации (Selden, 1989): “Письмо не требует присутствия
писателя, в то время как речь предполагает непосредственное присутствие
говорящего” (р. 88). Сочетание письма с речью Деррида обозначает понятием
“насильственная иерархия”. При этом речь является ведущим, а письмо —
подчиненным элементом данного сочетания. Отношения добра и зла являют собой еще
один пример насильственной иерархии. Добро ассоциируется с первичной полнотой
бытия, в то время как зло — с угрозой для этой полноты. Парадокс данной
иерархии заключается в том, что “божественные запреты порождают зло” (Selden,
1989, p. 90). Это может рассматриваться в качестве примера деконструирования,
предполагающего обозначение иерархии с последующим выявлением ее внутренних
противоречий (“выворачиванием наизнанку”). Деконструирование не ведет к
созданию новой иерархии, поскольку отрицает превосходство одного элемента над
другим. Деконструирование начинается, когда текст “нарушает те законы, которые
установлены им самим” (Selden, 1989; p. 90).
Деррида (Derrida, 1977) утверждает, что текст характеризуется тремя основными
признаками: (а) он может быть воспроизведен как в отсутствии того субъекта,
который его написал, так и того, для которого он первоначально был
предназначен; (б) он может быть прочитан в разных контекстах, что ведет к
обнаружению в нем тех смыслов, которые в него не вкладывал сам автор; (в) текст
может быть подвергнут “разрежению” (espacement), то есть составляющие его
элементы могут быть отделены друг от друга и сам текст может быть отделен от
своих референтов (иными словами, он может быть отнесен к тому, что в нем
изначально не присутствовало) (Selden, 1989; p. 90).
Влияние деконструирования на интерпретацию
Определение любого явления предполагает его воспроизведение, что связано с
редефиницией его содержания. Поскольку в историческом плане арт-терапия связана
с использованием разных логоцентрических идеологий, высока вероятность того,
что они будут влиять на корректность психотерапевтических формулировок.
|
|