Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Эбби Келиш - В поисках смысла визуальных образов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
угнетение и тривиализация женщин-литераторов и художников и их исключение из 
литературных и художественных канонов, а также оценка их произведений как 
характеризующихся определенной дефицитарностью; (б) конструирование понятия 
образа и женщины с точки зрения мужчин; (в) контроль женской сексуальности 
мужчинами и использование сконструированного ими образа женщины с целью 
сохранения своего превосходства; (г) использование патриархального 
представления о женщинах как сексуальной собственности мужчин и навязывание им 
мужчинами противоречивых ролей — с одной стороны, хранительницы домашнего очага 
и, с другой стороны — средства сексуального удовлетворения мужчин за пределами 
семьи.
Некоторые другие, представляющие интерес для феминистской критики, вопросы 
включают: (а) изучение причин изоляции женщин друг от друга; (б) преодоление 
стереотипного представления о женщинах, включая представление об однородности 
общественной группы женщин, представляющих разные расы, классы, типы 
сексуальной ориентации; (в) оппонирование “новой критике” (Eagleton, 1983), 
выступающей за изучение текста в отрыве от внешних влияний, и аргументация 
целесообразности использования писем, дневников и автобиографических материалов 
в литературной и художественной критике; (г) включение личных ассоциаций 
зрителей/читателей в критический дискурс; (д) расширение последнего за счет 
исследования социальных и культурных влияний н художественный/литературный 
процесс и использования антропологического, социологического и философского 
анализа.
Все это отражает основные интересы феминистской критики. Несомненно, что 
феминистская критика послужила оживлению дебатов по широкому кругу вопросов 
литературы и изобразительного искусства как в Европе, так и в Соединенных 
Штатах — тех дебатов, которые, как мы надеемся, выйдут за рамки университетов и 
привлекут внимание всего общества.
Что касается арт-терапии, то вряд ли можно себе представить лечебную практику 
свободной от влияния сисетмы власти и подчинения, связанной с мужским 
доминированием. С этой точки зрения представляется целесообразным изучение 
статуса женщин-специалистов и клиентов и того, какое распределение властных 
функций имеет место в лечебной практике. С учетом того, что арт-терапия 
является такой сферой деятельности, в которой доминируют женщины, имеет смысл 
изучить, как это влияет на сложившуюся систему профессиональной подготовки 
арт-терапевтов и используемые стратегии лечения.
Марксизм
Маркс (1818–1883) пересмотрел представления философии Гегеля (1770–1831), 
утверждавшего, что культура является результатом соединения человеческого и 
божественного. В отличие от Гегеля, Маркс полагал, что все политические системы 
являются продуктом социальных и экономических отношений и что эти системы 
служат защите интересов господствующих классов. Отношения власти и подчинения 
(эксплуатации) пронизывают социальное бытие в любой исторический период.
Марксистская критика отличает работы Джорджа Лукаса, Бертольда Брехта, 
представителей франкфуртской школы, структуралистов марксистской ориентации, а 
также последние работы Терри Иглтона и Фредерика Джеймсона. Все они 
интересуются тем, как различные идеологические системы формируют систему 
смыслов. Смыслы не являются имманентными, но определяются доминирующей 
культурой. Как полагают Баррелл и Морган (Burrell and Morgan, 1985), марксизм 
интересуется прежде всего следующими вопросами: (а) исследованием сверхструктур 
науки, логики, рационализма, технологии, языка как тех институтов 
капиталистического общества, которые являются инструментом когнитивного 
доминирования и отчуждения; (б) разработкой стратегий достижения радикальных 
политических изменений, связанных с трансформацией общественного сознания и 
использованием ненасильственных методов; (в) достижением радикальных изменений 
в ситуации политического и экономического кризиса путем насильственных действий 
(революции).
Работы Джорджа Лукаса (Burrell and Morgan, 1985), первого видного марксистского 
критика, могут являться примером обращения к данным вопросам. в 1920-е годы 
Лукас (1885–1974) пытался предложить альтернативу ортодоксальному марксизму, 
делая акцент на изучении сознания, идеологии, литературы и изобразительного 
искусства с целью более глубокого понимания капиталистической системы. 
Социология же Лукаса основывалась на достижении социально-политических 
изменений не столько путем критических исследований, сколько путем практических 
действий. Важным элементом литературно-социологической критики Лукаса является 
разработка путей радикального изменения общества и выявления технологической 
“одномерности” капитализма. В качестве некоторых из них рассматривается 
повышение уровня общественного сознания и трансформация сверхструктур искусства,
 религии, науки и языка, стимулирование политической активности, обнажение 
фетишистской природы потребления при капитализме, когда отчуждение становится 
результатом мистификации отношений с людьми и предметным окружением, а также 
процессов производства и распределения.
Некоторые элементы марксистского подхода могут проявляться в 
арт-терапевтическом контексте. В одной из своих работ Крамер, в частности, 
обсуждает понятие патогенного общества в связи с той внутренней пустотой, 
которую она обнаружила при работе со многими детьми (Ulman and Dachinger, 1977).
 Идя на поводу у рекламы и маркетингового манипулирования и переживая 
опустошенность и взаимное отчуждение, люди становятся пассивными потребителями 
образов, вместо того чтобы создавать свои собственные образы (Kramer, 1986). В 
настоящее время многие дети, когда им предлагают что-либо нарисовать, 
изображают знак MTV, фигуру Барта Симпсона и Гарфилда. Очевидно, что влияние 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-