Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Сьюзан Хоган - Самоидентичность, сексуальность и материнство в арт-терапии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
голове (придя на сессию, Джей испытывала сильную злость, поскольку Лео не 
пришел домой в назначенное время, для того, чтобы остаться с ребенком и дать 
Джей машину для поездки на сессию). Однако, после сессии она сказала, что кукла 
– это она сама, и что рисунок отражает произошедшие изменения в ее восприятии 
личного пространства.
Джей считала, что кукла отражает то, что она должна уступить свое личное 
пространство, для того, чтобы ухаживать за Бруно. Подобное восприятие личного 
пространства, по ее мнению, возникло после родов. Она отметила, что ощущает 
свое тело увеличенным в размере и ставшим боле “доступным” для окружающих и 
первую очередь, для Бруно. Для нее это было связано с чрезмерными затратами 
энергии. В связи с необходимостью ухода за ребенком ей было трудно расслабиться.
 Иногда у нее даже возникал страх замкнутого пространства и потребность сменить 
обстановку, когда неприятные физические ощущения становились особенно 
тягостными. В то же время, Джей с удивлением обнаружила, насколько тесно она 
идентифицируется на телесном уровне с Бруно. Она считала свою независимость 
важнейшей характеристикой своего “я”, и, в то же время, она воспринимала себя 
как часть Бруно. Это заставляло ее по-новому взглянуть на то, кем она является 
на самом деле, и что значит быть независимой. Джей чувствовала, что ее опыт 
материнства и те ощущения, которые связаны с отказом от прежнего образа “я”, 
игнорируются окружающими ее людьми и культурой в целом.
На семнадцатой неделе Джей создала несколько набросков, говорящих о том, что ее 
захлестывают сильные эмоции. На одном рисунке она изобразила себя в “воронке” 
горя; на другом нарисовала, как ее раздавливает какой-то предмет. После этого 
она изобразила то состояние, в котором ей хотелось бы находиться: он нарисовала 
себя в матке; при этом ей в вену вводится чай из чашки и содержимое какого-то 
иного сосуда. Ощущая, тем самым, беспокойство и собственную незащищенность, 
Джей попыталась изобразить себя получающей поддержку и питание.
На последней неделе (восемнадцатой по счету) члены группы создавали рисунки для 
последующего вручения друг другу. Джей получила рисунок, изображающий ее в 
танцевальных туфлях и обритой наголо (на самом деле, у нее были длинные волосы).
 Она восприняла этот рисунок как пожелание достичь гармонии с собой и танцевать 
свой танец.
Заключительное слово
Завершив работу в арт-терапевтической группе, Джей стала посещать группу 
поддержки для женщин. Она считала, что больше не нуждается в психотерапии и 
дала согласие на публикацию связанных с ней материалов.
Примечания
1. Не существует сколь-либо убедительных материалов корреляции между ростом 
частоты проведенных перинеотомий и снижением разрывов промежности в родах 
(Chambers, цит. по Rakusen 1971, р.434). 
2. Rakusen отмечает, что данная процедура часто проводится при недостаточном 
обезболивании (1971, р. 434). 
3. Данное описание основано на записях арт-терапевтов, проводивших работу с 
группой, а также на аудиозаписях обсуждений на всех сессиях. Я стремилась по 
возможности использовать ту же лексику, что и Джей (псевдоним клиентки) с тем, 
чтобы сохранить наибольшую аутентичность экспрессии. Читатель может заметить, 
что данный случай описан как бы с точки зрения Джей. Наибольшую ценность 
представляли переживания Джей, а не мои или котерапевта. Следует напомнить о 
том, что все клинические описания являются в той или иной мере 
“сконструированными”. В данном случае я стремилась представить все происходящее 
так, как это воспринимает Джей. 
4. Джей стремился взять от сессии как можно больше и при создании рисунков мало 
общалась с другими членами группы. Однако во второй части сессии она задавала 
им вопросы, связанные с созданными ими работами и высказывала свое мнение. Джей 
чувствовала себя в группе достаточно комфортно и была искренней при обсуждении 
своих рисунков. Поскольку она потеряла ребенка, члены группы стремились дать ей 
достаточно возможности для того, чтобы высказаться. Ее потребности и чувства 
вызывали уважение у других членов группы. 
5. В ходе арт-терапии изображенный сосуд обозначал для Джей ритуальный кубок 
(символ плодородия), а также символизировал ее матку (а в связи с этим, 
ассоциировался с перинеотомией). В дальнейшем она стала рассматриваться ею как 
вместилище крови дракона и символ духовности. Кроме того, этот образ 
перекликается с “чашкой чая”, ассоциирующейся с отдыхом. Поначалу чашка чая 
была связана для Джей с чувствами вины и сожаления из-за ого, что она тратит 
время на себя, а также с присутствием Лео. В дальнейшем этот образ стал 
ассоциироваться с принятием Джей самой себя и “сакрализацией” повседневного 
опыта. Она приходит к осознанию значимости своей роли. Изображения сосуда в 
данном описании свидетельствуют о том, что многократно появляющихся один и тот 
же образ может иметь разные значения и характеризовать состояние Джей в разные 
моменты арт-терапевтического процесса. 
Литература
* Berger, P. L. and Luckmann, T. (1967) The Social Construction of Reality.
Harmondsworth: Penguin. 
* Bowlby, J. (1981) Attachment and Loss, vol. 3. Harmondsworth: Penguin. 
* Farsides, C. (1994) ‘Autonomy, Responsibility and Midwifery’, in Budd, S. And 
Sharma, U. (eds) The Healing Bond: The Patient-Practitioner Relationship and 
Therapeutic Responsibility. London: Routledge. Illich, 1.1977. Limits to 
Medicine: Medical Nemesis and the Expropriation of Health. Harmondsworth: 
Penguin. 
* Kubler-Ross, E. (1973) On Death and Dying. London: Routledge. Littlewood, J. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-