|
области. Мальчик умер девя ть дней спустя , накануне Рождества.
Рисунок нагля дно передает то, что ребенок пережил физически и
психологически в течение болезни. Очень хочется верить, что родители
нашли хоть какое-то утешение в христианском веровании в то, что
<смерть накануне Рождества благостна, поскольку врата рая в это время
широко распахнуты> (де Врие, 1984, стр. 131).
Самое примечательное и необычное заключается в том, что
рисунок был сделан за деся ть меся цев до установления диагноза. Это
рисунок-предсказание в полном смысле этого слова, с глубоким
предчувствием того, что несет болезнь в физическом и психическом
плане.
Внимательно рассматривая лицо изображенной фигуры, я увидел
лицо старика. Это может вызвать удивление, но можно ли быть по-
настоя щему <молодым>, находя сь так близко к смерти? Я видел много
умирающих пациентов, юных по годам, но с душой стариков,
готовя щихся покинуть этот мир. В моем воображении, я вижу в душе
пациента <мудрого старца>, ведущего его по этому пути, и мысль эта в
некоторой степени придает мне силы и спокойствие.
Должно быть, вам уже стало поня тно, что рисунки вообще, и
особенно данный рисунок, несут огромный объем информации о
бессознательных содержания х души. Как выя сня ется , на уровне
бессознательного есть пря мая свя зь между психической и соматической
патологией, и когда бессознательное <говорит> в рисунках, то таким
образом оно дает знать о потенциальных тревожных соматических
аномалия х, к которым разум либо не подготовлен, либо не способен
поня ть. В смысле подготовки отдельно взя того человека к собственной
смерти или кого-то из близких ему людей, а именно это направление
холистической психологии развивает Кюб-лер-Росс, подсознательное,
проя вившееся в рисунках, может оказать неоценимую помощь, особенно
тем, что дает умирающему или его близким восприня ть неизбежность
смерти, так сказать, с достоинством, а не в одиночестве и покинутости,
столь часто наблюдаемых нами в домах престарелых или больничных
палатах с неизлечимо больными пациентами. Эта информация помогла
матери того ребенка не только глубже осознать свою потерю, но
благодаря этому также и подготовиться к новому способу жизни. Она
осознала, что оказывала на сына подавля ющее воздействие, и таким
образом была лучше готова к тому, чтобы это не случилось с ее вторым
ребенком. Более всего ее утешало то, что рисунок я сно показывал . ее
сын <знал>, что происходит и должно произойти; это был его путь, его
судьба, и хотя все это причиня ло боль и ему и ей, мать была уверена,
что жизнь сына находилась в состоя нии глубинной гармонии с какой-то
высшей силой.
Знакомя сь с книгой, читатель узнает, как бессознательное,
содержащееся в описанном рисунке, становилось поня тным мне по мере
его изучения . Таким образом, эта книга по своей сути предлагает метод
расшифровки я зыка рисунков.
Прежде, чем завершить предисловие, я хотел бы сделать несколько
общих замечаний по форме изложения . Употребля емые в тексте слова
картина и рисунок взаимозаменя емы. В целя х терминологического
единообразия книги, я выбрал слова пациент и терапевт, но эти
термины следует воспринимать скорее как обозначение двух личностей,
совместно работающих с проя вления ми бессознательного. Слово
терапевт имеет более широкий смысл и обозначает не только
психотерапевта. В качестве альтернативы, могли быть использованы
пары клиент/консультант, аналитик/анализанд и т. д.
Рассматриваемые рисунки подразделя ются на две категории. Я
определя ю их как спонтанные рисунки и рисунки-экспромты. Спонтанные
рисунки сделаны людьми, начавшими рисовать по собственной
инициативе, а не по просьбе. Рисунки-экспромты сделаны по просьбе,
моментально и без подготовки; они могут быть на свободную или
заданную тему.
В этой книге содержания рисунков говоря т сами за себя . Я изменя л
имена, семейные ситуации, страны и содержания в тех случая х, когда
это не имело пряении
энергии, направленной на детей и профессиональную дея тельность,
неизбежен эквивалентный регресс в другой сфере или сферах. В
рассматриваемом случае, как это чаще всего бывает в жизни, . это
сферы собственного <Я> и переживаний, свя занных с утратой супруга.
Когда на человека ложится тя жкий груз трагедии, то обычно этот
человек перестает уделя ть внимание проблемам меньшей важности и
направля ет энергию на борьбу с несчастьем. В ситуации, когда на
человека ложится новое бремя или у него случается трагедия , то, что
раньше казалось важным, откладывается в сторону. При таких условия х
человек, естественно, имеет дело лишь с таким количеством проблем, с
каким он может справиться , поскольку психика по-новому расставля ет
приоритеты, и имеет место перераспределение энергии, дающее
возможность противостоя ть новым тя готам.
Перераспределение психической энергии имеет важное значение
для сохранения душевного равновесия . Конечно, это происхо
|
|