Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 новую картинку (Рис. 94).
Это уже не сценка на открытом воздухе, большую часть страницы
занимает фигура с лунообразным лицом. На рисунке снова
прослеживается отражение последствий химиотерапии. Применение
медицинских препаратов вызвало не только сильный отек, изменивший
внешность девочки, но и выпадение волос. Руки и ноги выгля дя т очень
маленькими придатками тела. Действительно, конечности Терезы были
маленькими и практически бесполезными. Меся ц спустя мать привезла
Терезу в больницу, и через несколько недель девочка умерла.

Рис. 93

Рис. 94
Можно назвать это случайностью или совпадением . каждый волен
считать по-своему, . но Тереза умерла именно через двенадцать
недель после того, как нарисовала картинку с двенадцатью цветками.
Давайте вновь посмотрим на три рисунка-экспромта Терезы и
сравним их. То, как меня ется изображение рук и ног фигуры я вля ется
прогнозом потери подвижности еще до того, как Тереза утратила
способность двигаться . От рисунка к рисунку уменьшается тело фигуры,
а голова увеличивается и, в конце концов, начинает перевешивать
слишком маленькое тело, неспособное поддержать голову такой
величины. В последнем рисунке поя вля ется интересная деталь. Вместо
одной точки, обозначающей нос на предыдущих рисунках, поя вля ются
две точки, изображающие ноздри. Как будто Тереза хочет сообщить нам,
что ей известно, насколько ненадежным становится ее тело и что
дыхание, необходимое для поддержания жизни, превращается для нее в
важное заня тие. Тем не менее, улыбка не исчезает с ее лица. У меня нет
никаких оснований подозревать, что улыбка Терезы, находя щейся на
пороге смерти, была менее естественной, чем в те дни, когда ее
здоровье было крепче, и ее окружала любовь всей семьи. Мы видим, что
ее рисунки были зеркалом психосоматического состоя ния . (Автор
благодарит Элизабет Кюблер-Росс и Мак-миллан Пресс за разрешение
использовать эти рисунки).
Я считаю, что эти рисунки-экспромты позволили обнаружить
информацию как психологического, так и соматического характера,
источником которой я вля ются области сознания и бессознательного.
Такая информация часто обнаруживается в рисунках, но она может
ускользнуть от взгля да аналитика в череде регуля рных встреч с
пациентом, а пациент может не осознавать наличия этой информации.
Совсем не обя зательно, что проблемы пациента намеренно
игнорируются . Очень трудно узнать, что происходит у пациента в
сознании и обнаружить его самые насущные тревоги.
Не следует думать, что терапевт способен обнаружить и поня ть все,
что заложено в рисунке и имеет отношение к психологическим и
соматическим процессам. Однако если существует важный аспект,
проя вившийся в рисунке, но терапевт не смог увидеть его отображения в
художественной форме (это случается и со сновидения ми), то данный
аспект будет проя вля ться в последующих рисунках в разных видах до
тех пор, пока не будет замечен терапевтом или самим пациентом.
Следовательно, если терапевт будет учитывать вышесказанное и
придерживаться рекомендаций, изложенных в данной книге, то его
пациентам пойдет на пользу трансформация их художественных
проя влений в средства, способствующие исцелению и личностному
росту.
Прочтение книги, особенно Главы IV (Опорные Элементы) помогает
поня ть, каким образом подтвердилось многое из того, что я обнаружил
при анализе рисунка, упоминавшегося в Предисловии (Рис. 95).
Некоторые моменты так и остались не до конца я сными.
Мне были неприя тны многие чувства, которые вызвал этот рисунок
при моем первом знакомстве с ним. Я чувствовал страх и шок, боль и
опустошенность. Я ощущал подавленность, слабость и свою абсолютную
неспособность справиться с нахлынувшими чувствами. Короче говоря ,
рисунок был мне неприя тен, и у меня сложилось стойкое впечатление,
что рисунок был сделан больным человеком, и что он испытывал
психологические затруднения . Как мы теперь знаем, оба предположения
подтвердились.
На рисунке контуры тела не замкнуты; тело имеет форму бутылки
без дна. На теле с правой стороны мы видим крупные темно-коричневые
и черные штрихи. Это необычно, как с точки зрения использованных
цветов, так и их интенсивности, если сравнить с противоположной
стороной туловища. Меня заинтересовало, что же происходит в этой
части тела. Также я отметил сходство между коричнево-черным цветом
штрихов на теле и на голове. Они видны я вно, хотя штрихи и
различаются размером. Я предположил, что заболевание гнездится в
той самой части тела, окрашенной в необычный коричнево-черный цвет,
и что, вероя тно, метастазы проникли в голову. Как вы помните из
Предисловия , я высказал эти предположения матери, и она
подтвердила, что у ее ребенка была ретроперитонеальная саркома, то
есть рак стенок брюшины, но наря ду с этим отрицала наличие
метастазов в мозгу. Закончив нашу беседу, я проводил женщину к
ожидавшему ее мужу. Она вызвала мое восхищен
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-