Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
ии, мы
положили на могилу два камня в знак прощания >.
Таким образом, два кружка на рисунке получили объя снение. А
третий? Я уже был готов спросить ее об этом, но не стал этого делать,
отдавая себе отчет, что задал бы вопрос только из любопытства, а не
потому, что женщина выразила готовность поделиться со мной
ощущения ми от посещения могилы отца. Я воздержался от расспросов,
надея сь, что позже у меня будет подходя щий случай спросить об этом.
Я снова хочу подчеркнуть, как важно не попасть под влия ние рисунка и
не увлечься своими вопросами. Терапевту всегда следует помнить о
том, что он имеет дело с живым человеком, и что рисунок . только
средство общения с этим человеком.
Женщина продолжила свой рассказ:
<Третий кружок . это печенье, которое я взя ла, чтобы положить на могилу
отца. Для меня оно символизировало те песочные куличики, что я пекла
для отца в детстве; эти маленькие подношения всегда вызывали у него
улыбку. Когда я положила это печенье на могилу, то слезы, которые я
сдерживала все эти годы, потекли у меня ручьем. Я начала говорить с отцом на
Идиш, и мне было больно не только от чувства неотвратимости моей утраты,
но и за все потеря нные годы>.
Я уверен, что в этот момент у нее была прекрасная возможность в
полной мере выказать свои чувства, обращая сь к образу отца, который
она берегла в душе. Это очень я рко напоминает мне о том, что смерть не
может прервать отношений двух людей. До тех пор, пока один из них жив,
он будет поддерживать свя зь с другим, хотя и в иной форме.

Заикающийся мужчина

Рис. 91 . экспромт, отображающий чувства взрослого мужчины,
страдающего заиканием.
Рисунок сделал Себастья н, двадцатипя тилетний искусный
музыкант. Несомненно, он стесня лся своего заикания . Я попросил его
нарисовать что-нибудь, отражающее его ощущения сразу после, во
время и до приступа заикания . Сперва он с сомнением восприня л
просьбу, не зная что и как нарисовать. Наконец он разрешил свои
сомнения и отобразил в одном рисунке последовательно возникающие у
него ощущения .
Движение на рисунке направлено слева направо и выражено
последовательностью треугольников. Это непрерывное движение
весьма позитивно. Себастья н попытался передать в этой
последовательности все свои ощущения , выразив все в одном рисунке,
а не в отдельных, отражающих различные стадии развития ощущений.
Если бы он создал несколько рисунков, то движение было бы подобно
заиканию, от которого Себастья н как раз и хотел избавиться .
Треугольник, который Себастья н использует как символическое
изображение своего Я, направлен своей вершиной вверх, что обычно
я вля ется признаком мужественности. Треугольник, составленный из трех
пря мых линий, наводит нас на мысль о (может ассоциироваться с) любой
из триад, например, отец, мать и дитя ; Небеса, Земля , Человек;
рождение, жизнь, смерть; человеческое существо как совокупность тела,
души и духа. Таким образом, подразумевается единство частей,
многосторонность. Три . число, стремя щееся к числу четыре,
символизирующему целостность и завершенность. Число три . это
творческая энергия , воплощенная в трех элементах троицы. Три дара
волхвов Христу, три искушения Христа, три отречения Петра, три креста
на Голгофе, три дня между смертью и воскрешением Христа, три
я вления Христа после смерти, и три основные теологические основы
Христианства . Вера, Надежда, Любовь. Число три очень тесно свя зано
с Христианством. Отец Себастья на . свя щенник, представитель
Великого Отца. В качестве такового, в глазах прихожан он должен быть
носителем чести, добра и возвышенного. Неудивительно, что Себастья н
ощущал противоречия со своим отцом, а также и с Великим Отцом.
Пригля димся внимательно к изображенным треугольникам и
подпися м ря дом с ними. Первая стадия представлена в виде уверенно
нарисованного, почти завершенного треугольника. С правой стороны
вершины видно небольшое отверстие. Этот треугольник, ря дом с
которым написано <напря жение>, отражает ощущения Себастья на
перед приступом заикания . Он сказал, что в нем долго шла внутрення я
борьба, пока он выбирал между словами <страх> и <напря жение>,
характеризующими эту стадию. В этот период начинают нарастать
волнение и напря жение. Далее, по мере приближения второй стадии,
треугольник распадается на восемь элементов, которые изображены
последовательно в движении вверх.
Второй треугольник отличается высотой и расположен в центре
рисунка. В этот момент происходит то, что Себастья н обозначил как
<взрыв>. Карандашные линии в этой части рисунка темнее, особенно
справа от центрального треугольника. Гля дя на оборотную сторону
листа видно, с каким нажимом они сделаны. По словам Себастья на, у
него<возникают странные чувства и агрессия по отношению к самому
себе>, и это то, что делает с ним приступ заикания . В процессе анализа
он весьма обыденно упомя нул о том, что его назвали в честь известного
мученика.

Рис. 91
Но это, опя ть же, ставит перед ним труднодости
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-