Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
показать, что имеет значение для клиента, и такой подход
помогает мне поня ть исходную проблему пациента. Это не означает, что
остальные аспекты рисунка не заслуживают внимания , но если бы я
подробно останавливался на всех этих аспектах, то каждому рисунку
можно было бы посвя тить отдельную главу. В действительности,
работая с пациентом или членами его семьи, я подробно изучаю все
мельчайшие детали.
Прислушивая сь к рисунку
Поскольку у рисунка нет голосовых свя зок, я предоставлю ему свои,
чтобы он мог вслух поведать свою историю. Я не стремлюсь сразу
довести до читателя смысл этой истории. На примере Рис. 90 я хочу
показать процесс работы с рисунком.
Оригинал рисунка, который, к сожалению, в последствии был
уничтожен автором, я получил от тридцатилетней еврейки на семинаре,
посвя щенном проблеме смерти и умирания . Рассмотрев рисунок, я
спросил себя , не я вля ется ли дерево, изображенное в верхнем левом
квадранте, древом жизни пациента? На кладбище с большим количеством
могил одна из них . почти в центре рисунка . не имеет надгробного
камня и на ней изображены три кружка. Должно быть, эта могила имеет
особое значение, поскольку она занимает такое центральное положение
и помечена тремя кружками, отсутствующими на других могилах. Также,
ря дом с ней пустой участок, хотя ря дом с другими могилами пустых мест
не много. Кто же похоронен в этой центральной могиле без надписи?
Почему на ней нет надгробного камня ? Пересекающиеся дорожки
извилисты и очень узки, местность равнинная .

Рис. 90
При наличии этой информации я могу до известной степени получить
представление о том, что происходит с женщиной, сделавшей этот
рисунок. Мне очень хочется выя снить, почему женщина решила
нарисовать именно кладбище, а также, почему на центральной
безымя нной могиле нарисованы три кружка. Какое значение и смысл это
имеет для женщины, кого она оплакивает? Кого она хоронит, или
наоборот . не хоронит? Может ли отсутствие надгробного камня
означать отвергание смерти, или у нее просто не хватило времени
нарисовать его? Для чего предназначены пустые участки поблизости?
Такие вот вопросы и мысли вызвал у меня этот рисунок. Мы знаем, что
все художественные произведения выполня ют коммуникативную
функцию, и стараемся выя снить, какое же сообщение посылают нам
сознание и бессознательное человека, создавшего рисунок. Задача
заключается в том, чтобы поня ть смысл того, что <говорит> нам рисунок,
прочесть его как свя зный рассказ.
Я начал суммировать все, что мне было известно: автор рисунка .
женщина, еврейка, ей около тридцати лет. Поскольку большую часть
рисунка занимает кладбище, то это вероя тнее всего как-то свя зано либо
с ее смертью, либо смертью кого-то из любимых ею людей. Надгробный
камень служит зримым символом смерти, и на большинстве могил стоя т
надгробия . Это служит подтверждением того, что женщина способна
изобразить на рисунке могильный камень. То, что на центральной могиле
отсутствует надгробие, должно иметь особое значение. Кто-то умер, но
женщина не смирилась с этим. Поскольку женщина . еврейка, то,
возможно, смерть произошла недавно, и надгробие будет установлено,
по традиции, после первой годовщины смерти. А нет ли других причин
отсутствия надгробия ? На данный момент мне это неизвестно.
На этой могиле, размещенной в центре рисунка, есть я сно
различимые знаки. Они не характерны для других могил, это какие-то
особые знаки. Но что они означают для женщины, нарисовавшей их?
Занимая сь с ней консультированием, я начну разбирать все те моменты,
которые привлекли мое внимание, и тем самым помогу разобраться с
мучающей ее душевной травмой, проя вля ющейся символически в
рисунке.
После того, как я поделился с женщиной сделанными общими
наблюдения ми, она рассказала мне следующее:
<Это рисунок кладбища, где похоронен мой отец. Он оставил семью, когда
мне было пя ть лет, и потом я видела его всего один раз, в шестилетнем
возрасте. У матери уход отца оставил очень горькое чувство, и она
никогда не сказала о нем ни одного доброго слова.
Тем не менее, для меня он оставался <рыцарем в блестя щих
доспехах>. Я помню, как лепила для него куличики из песка, ходила с
ним в аптеку за содовой... Это были мимолетные воспоминания , которые я
бережно хранила, боготворила. Я молилась, чтобы он вернулся к нам, мы жили
бы одной семьей, и мама была бы счастлива.
Однако этого не произошло. Со временем мама нашла себе союзника в
лице моего брата, который об отце отзывался только со злостью.
Похоже, только я любила отца и скучала без него. Почему он нас оставил?
Какой он был в действительности? Отец мог бы ответить на все мои
вопросы, но его не было ря дом.
Когда я выросла, я решила найти отца, в тайне надея сь, что он
также ищет меня . Мой жених полностью одобря л мои намерения , поскольку
чувствовал, что это важно и для наших с ним отношений. В конце концов, мои
поиски привели меня не в объя тия отца, который дал бы ответы на все мои
вопросы, а к безымя нной могиле во Флориде. По еврейской тради
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-