|
форме зрительного
образа, в то время как содержание опорных элементов отображается в
вербальной форме с приведением примеров. Образы <проникают> в
бессознательное глубже, чем слова. Возможно, в этом и кроется
причина.
Один из моих молодых коллег, выпускник известного института
аналитической психологии, сказал мне, что он часто занимается
анализом проя влений бессознательного в рисунках, и что основное
правило, которое следует помнить при этом заключается в том, что
нижня я половина рисунка всегда отражает бессознательное, в то время
как верхня я половина всегда я вля ется отражением сознания . Он также
добавил, что способен определить наличие отцовского или материнского
комплекса по размещению фигур на рисунке. Данные научных
исследований не подтверждают это зая вление моего коллеги. Мое
мнение таково, что единственное обобщение, которое можно сделать на
основе изучения я зыка рисунков - это то, что никакие обобщения
невозможны в принципе.
К. Г. Юнг писал, что как-то раз он видел сон о том, что он спускается
по ступеня м в подвал, и интерпретировал его как путешествие в
бессознательное (Юнг, 1963). Что касается Юнга и его сновидений, такая
интерпретация выгля дит весьма правдоподобно: в каких-то случая х она
может быть применима и к некоторым рисункам. Однако, совсем
необя зательно, что такая интерпретация будет верна для всех и всегда.
Рисунки, как и сновидения , исключительно индивидуальны. Я
предпочитаю перечисля ть дорожные указатели, а не предлагать набор
жестких правил. Я придерживаюсь мнения , что намного важнее быть
гибким и чутко воспринимать уникальность каждого пациента и его пути.
Помня о вышесказанном, я хочу изложить теорию деления поля
рисунка, разработанную И. Жолле (1977), которая , исходя из моего
опыта, обладает достоверностью и надежностью. Я ценю эту теорию, в
частности, потому, что на ее основе можно получить объя снимые и
поня тные результаты, в отличие от тех произвольных концепций, о
которых я слышал от моего молодого коллеги. В соответствии с теорией
Жолле, рисунок делится не на квадранты, а на две половины. Если
большая часть рисунка располагается на нижней половине листа,
Жолле склонен считать, что автор тя готеет к реальности, к конкретному
(Рис. 88). Человек, сконцентрированный на реальности, воспринимает
голод как всемирную проблему, живет с постоя нным ощущением
возможности гибели в я дерной катастрофе, а также остро осознает
существующую экономическую нестабильность. Такой человек будет
склонен к депрессии, ощущая ничтожность своих попыток справиться с
этими масштабными проблемами окружающей действительности. И
наоборот, люди, располагающие рисунок в основном в верхней части
листа, по Жолле, более склонны к отчужденности и замкнутости. Они
предпочитают находить удовлетворение в своих фантазия х, и их
приходится возвращать к реальности. Чаще всего, такие люди
находя тся в постоя нном стремлении к какой-то недостижимой цели.
Усиленно стремится к цели, хотя она недостижима. Ищет убежища в фантазия х.
Держится отчужденно и относительно недоступен. Чувствует себя незащищенным и
неадекватным. Склонен к депрессии. Тя готеет к реальности (конкретному).
Рис. 88
Рис. 89
Рисунок, смещенный к правой границе листа (Рис. 89), в отличие от
сдвинутого к левому краю или размещенного на всей плоскости,
означает тя готение личности к сознательному. Такой человек обладает
лучшей способностью контролировать свое поведение, ищет
удовлетворения в интеллектуальной дея тельности и живет ожиданием
будущих событий. Использование левой части листа предполагает
обращение к бессознательному. Человек такого типа импульсивен, в его
жизни преобладают эмоции; он постоя нно обращается к своему
прошлому.
Также существуют и другие теории разделения рисунков на части,
но я их не упоминаю, поскольку их необъективность перевешивает то
полезное, что в них есть. Независимо от выбора теории в качестве
руководства, я призываю соблюдать осторожность в любом случае, а
также советую каждому терапевту внимательно относиться к тому, какое
значение имеет размещение рисунка на бумаге для конкретного
человека.
Глава VI. Случаи из практики
Прочти мне написанное тобой или покажи, что ты рисуешь, и я скажу
тебе, кто ты.
Эммануэль Ф. Хаммер
В данной главе описываются рисунки, сделанные в соответствии с
заданием Нарисовать Человека, Нарисовать Мужчину, а также просто
создать экспромт. Как уже говорилось выше, рисунок-экспромт пациент
создает по просьбе, выбирая в качестве сюжета все, что он пожелает
сам. Затем я интерпретирую рисунок, <читая > то, что он говорит своим
изобразительным я зыком о том, как я могу помочь пациенту Жить.
Описываемые рисунки и случаи из практики были отобраны, чтобы
дать читателю представление о широте возможного использования
рисунков. В каждом рисунке я разбираю только самые важные моменты,
старая сь
|
|