Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
того чувства. Что интересно, она тут же добавила, что она
наблюдала этого преподавателя в состоя нии гнева, и попросила у меня
объя снений.
Мне было трудно ответить на этот вопрос, поскольку я не
рассматриваю гнев как нечто исключительно негативное или
позитивное. Гнев преследует определенную цель. Некоторые
отрицательно относя тся к гневу и не позволя ют себе его проя вля ть. Если
не пытаться выя снить, <кто> же внутри нас испытывает гнев, мало
шансов, что человек разовьется в цельную личность. Мы можем
отметить у себя это чувство, разобраться в его значении и научиться
использовать его конструктивно. Отрицание его права на существование
или избавление как от чего-то ненужного может иметь пагубные
последствия для нашего личностного роста. Такое негативное я вление
как гнев может научить нас кое-чему положительному.
Рисунки правшей и левшей
Мне часто задают вопрос, имеет ли для интерпретации рисунка
значение, какая рука у человека доминирует. До сих пор мною не было
обнаружено значительных отличий в расположении и изображении
объектов в рисунках правшей и левшей. Объя снение этому можно найти
в теории коллективного бессознательного. Основы, заложенные
природой в душе каждого человека, вполне могут быть схожи у людей
независимо от того, какой рукой они владеют лучше. Содержания
бессознательного отличаются исключительной индивидуальностью,
однако, архетипические образы, проя вля ющиеся в рисунках,
предполагают наличие свя зи, берущей начало в коллективном
бессознательном. Например, коллективный опыт человечества
показывает, что солнце встает на востоке и заходит на западе, под
воздействием гравитации все притя гивается к земле, деревья и другие
растений обычно растут вертикально, а восприя тие формы, цвета,
размера и положения предметов будет совпадать у правшей и левшей.
Теории анализа квадрантов
Анализ квадрантов просто означает деление рисунка на четыре
равные части вертикальной и горизонтальной линия ми, проходя щими
через центральную точку рисунка. В рамках некоторых теорий, этим
квадрантам придается особое значение. Я с сомнением отношусь к
этому подходу и не убежден в его ценности и достоверности
получаемых результатов. Тем не менее, я хочу кратко остановиться на
этих теория х, поскольку некоторые обучающиеся имеют склонность
воспринимать их как аксиому.
В своей работе, посвя щенной рисункам деревьев, Карен Боландер
(1977, стр. 76) делит рисунок не на четыре равные части, а на
множество компонентов. На меня произвели впечатление ее открытия ,
поскольку она использует научный подход в работе с постоя нным
объектом . рисунком дерева. При неизменности объекта легче
исследовать его изображение на странице, чем при работе со
спонтанными рисунками или рисунками-экспромтами, в которых число
символов может значительно меня ться .
У Сьюзан Бах (1969, стр. 16) свой опыт использования квадрантов, и
ее теория может бы быть весьма полезной, если ее применя ть к той же
группе людей, на материале которой теория была разработана. Сюзан
Бах обследовала тя жело больных детей, и поэтому анализируемый
материал ограничен этой категорией. Насколько мне известно, ее
теория еще не применя лась к другим группам.
Элизабет Кюблер-Росс также разработала свою теорию квадрантов.
Эта теория также не прошла широкой проверки. Рисунки были получены
от участников серии семинаров Э. Кюблер-Росс, посвя щенных проблеме
перехода от жизни к смерти, а также в ходе ее работы с умирающими
пациентами и членами их семей. Изучение теорий квадрантов включено
в учебный план Института К. Г. Юнга в Цюрихе, хотя мне не известно о
научных изыскания х, подтвердивших бы их ценность.
У меня не спокойно на душе, когда я вижу терапевтов,
анализирующих рисунки, разделя я их на квадранты и причисля я к
определенным категория м по частя м вместо того, чтобы оценивать
рисунок как единое целое. Не следует забывать, что образы и
расположение их на рисунке не всегда имеют одно и то же значение. Из
теории квадрантов так легко сделать <готовый рецепт>. По какой-то
причине многие начинающие аналитики хватаются за эти теории и горя т
желанием применя ть их на практике. Это желание возникает намного
чаще касательно квадрантов, чем таких опорных элементов, как
символизм цветов, движение объектов на рисунке, перспектива,
использование пространства страницы, подсчет повторя ющихся
объектов и т. д. Мне до сих пор не совсем поня тно, почему так
происходит, однако мне постоя нно доводится сталкиваться с этим на
семинарах по интерпретации рисунков. Я склонен видеть причину этого в
том, что трактовка квадранта представля ется лишь в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-