|
в возможности пройти непростой путь
самопознания . Заня тие становится исключительно интеллектуальным,
но <душа> при этом теря ется . Как утверждает Барбара Ханна, чтобы
стать настоя щим терапевтом, надо научиться <думать сердцем, а не
умом>. (Ханна, 1976, стр. 159).
Негативное . это плохо, а позитивное . это хорошо
Чтобы с пользой работать с рисунками, необходимо верить в то, что
негативные аспекты невроза . отрицательные я вления . Складывается
впечатление, что тут мы сталкиваемся с некоторым противоречием.
Похоже на то, что мы желаем узнать темную сторону существующего
положения , но лишь для того, чтобы определить ее положительное
значение. Далее мы смущенно бормочем нечто банальное, например,
<все негативное положительно>. Вроде бы, такое зая вление звучит
весьма правдиво, поскольку мы позволя ем себе видеть в только
положительные стороны негативного. Это романтический взгля д на
положение вещей.
Природой предопределено равноправное сосуществование
положительного и отрицательного. Например, если в результате аварии
отец семейства оказывается полностью парализован, это сплачивает
семью. Усиление взаимопомощи и поддержки среди членов семьи .
положительное следствие, но при этом, конечно же, невозможно
игнорировать такие негативные последствия , как влия ние полного
паралича на брак и карьеру.
А что же другая половина, в которой может содержаться реальность
негативной ситуации? Весьма часто от нее отделываются , не
подвергнув подробному анализу. Может быть, мы не способны иметь
дело с негативными аспектами? Юнг советует нам не забывать о наличии
этих двух сторон и пишет об этом, говоря о неврозах:
<Невроз ни в коем случае не я вля ется чем-то негативным, он
одновременно имеет позитивный аспект. Лишь бездушный рационализм, вкупе
с узким материалистическим взгля дом на вещи может пренебречь этим
фактом. В действительности, невроз содержит душу пациента, или, по крайней
мере, значительную часть ее; и если рационалист тешит себя мыслью, что
невроз можно ему удалить как гнилой зуб, то он ничего не приобретет, но
потеря ет так же много, как мыслитель лишенный своих сомнений, или моралист,
избавленный от соблазнов, или храбрец, у которого отня ли его страх. Утратить
невроз . это значит лишить себя мотива; жизнь теря ет суть, а значит и смысл.
Это уже не лечение, это обычная ампутация >. (Юнг, 1970, CW 10, стр. 167).
Мы принижаем значение отрицательных моментов в жизни
отдельного человека, старая сь увидеть в ней только положительное. Не
страх ли отыскать при этом собственные негативные стороны толкает нас
на это? Почему бы нам не обнаружить в себе что-то плохое и не
позволить этому быть плохим? Глупая попытка изменить восприя тие
плохого в себе означает отрицание жизни. Занимая сь поисками только
хорошего, мы проживаем лишь часть жизни. Никто не способен
изменить что-либо, не признав это я вление сначала таким, как оно есть.
В качестве примера я хочу рассказать об очень тучной женщине, с
которой мне довелось работать. С ее отрицательными чертами
приходилось считаться , поскольку из-за них полюбить ее было
невозможно, и даже муж с сыном, в конце концов, покинули ее. Мы
пришли к выводу, что ей необходимо признать это негативное, не
пытая сь воспринимать его как нечто положительное, затем
беспристрастно разобраться , почему она стала именно такой, а потом
уже сбрасывать лишний вес и возрождаться для жизни и любви.
Негативные стороны (черты) требуют уважительного к себе
отношения , поскольку я вля ются неотъемлемой частью цельной психики
(личности). Скорее всего, для их формирования были очень веские
причины, а посему их нельзя так просто отвергать. Возможно, если мы
примем эту точку зрения , мы не будем торопиться избавиться от
негативных черт по причине страха или нелюбви к ним. Во многих
случая х негативные черты . результат жизненного опыта, полученного
под ударами судьбы, но не следует забывать, что эти черты, возможно,
придется изживать после того, как из них будет извлечен полезный урок.
Рассмотрим гнев как я вление с позитивными и негативными
сторонами. Если видеть в гневе только хорошее или только плохое, это
значит принижать значение этого чувства. Как-то раз студентка сказала
мне, что гнев . это плохо. Я был удивлен и спросил ее, почему она так
думает. Она не смогла назвать причину и только сослалась на мнение
предыдущего преподавателя , что гнев бесполезен, что это абсолютно
негативное я вление, и что преподаватель рекомендовал ей избавля ться
от
|
|