|
вечал на вопросы, возникшие
у терапевта при изучении рисунка. Иногда полезно записывать
терапевтические сеансы на магнитофон и прослушивать их
впоследствии. Если сеанс постоя нно превращается в сплошные вопросы
и ответы, терапевту стоит поразмыслить над тем, что происходит. Одной
из основных предпосылок использования рисунков в терапевтических
целя х я вля ется осознание самого себя , иначе терапевт не доберется до
проблем пациента, занимая сь своими, что абсолютно не устроит
пациента, обратившегося к помощи аналитика. Юнг пишет об этом
следующее:
<Медицина в руках дурака всегда была я дом, несущим смерть. Равно как
от хирурга мы требуем, чтобы кроме технических знаний он обладал
умелыми руками, отвагой, разумом и решительностью, так и от
аналитика мы вправе ожидать прохождения им очень серьезной и глубокой
психоаналитической самоподготовки прежде, чем мы захотим доверить ему
пациента. Более того, я хочу сказать, что освоение и применение на практике
психоаналитических приемов требует наличия не только особого таланта
психолога, но в самую первую очередь серьезной озабоченности выработкой
собственного характера>. (Юнг, 1961, CW4, стр. 450).
Далее Юнг продолжает:
<Аналитик может помочь пациенту только на том пути, который был
пройден им самим, и не больше. В моей практике мне с самого начала
приходилось сталкиваться с пациентами, испытавшими <остановку> со своими
прежними аналитиками, что всегда случалось в тот момент, когда
прекращался внутренний прогресс аналитика>. (Юнг 1966, CW 16, стр. 545).
Я пришел к убеждению, что вследствие этой причины проективные
методики до сих пор не получили распространения в качестве
продуктивных средств психоанализа. С их помощью можно получить
большой объем информации, но терапевту необходимо постоя нно
опасаться проекции своих проблем на рисунок пациента. Уберечься от
этого нельзя , пока не познаешь самого себя , но при существующем
темпе жизни современного общества, похоже, ни терапевты, ни те, кто
изучает психологию, не уделя ют время для выя снения обстоя тельств
собственной жизни. Вместо этого, они сразу начинают заниматься
терапией других, еще до того, как подвергнут интроспекции и терапии
самих себя . Это будет иметь плачевные последствия для развития , как
терапевта, так и пациентов.
Профессиональный жаргон
Работая в большой больнице, я познакомился с одним врачом
весьма представительного вида, очень внимательным к своим
пациентам. В то время в эту больницу прибыла некая миссис Линкольн,
престарелая женщина из нижних слоев среднего класса. Мы с
удовольствием проводили с ней время , и в самом начале нашего
знакомства она сказала мне, что у нее карцинома, что диагноз поставил
и лечил ее тот самый врач, имевший представительный вид. Миссис
Линкольн высказала о нем очень много нелестных слов, что меня удивило.
В течение девя ти меся цев она не имела ни малейшего представления о
тя жести ее заболевания ; она знала лишь то, что больна карциномой, но
ей было неведомо, что это означает рак. Наконец, она зашла в
библиотеку, чтобы разузнать побольше о ее болезни. Когда суть
заболевания стала ей я сна, она почувствовала себя преданной врачом,
поскольку он не открыл ей всю <правду>. С этого момента она почти не
могла принимать его врачебную помощь. Со своей стороны, этот врач
искренне считал, что он был честен и заботлив по отношению к ней, и
никак не мог поня ть суть недоразумения .
Мне кажется , важнее говорить я зыком, который будет поня тен, чем
изъя сня ться на профессиональном жаргоне. Более того, я считаю, что в
некоторых случая х терапевту следует просить пациента рассказать о
своей ситуации, чтобы получить представление о том, как пациент в
действительности воспринимает ее. Если тот врач спросил миссис
Линкольн, как она понимает свое заболевание, ему сразу бы стало я сно,
что ей неизвестно значение слова <карцинома>. Неведение миссис
Линкольн о тя жести ее заболевания служило врачу прикрытием на
протя жении многих меся цев, но, в конце концов, превратилось в помеху в
лечебном процессе.
В литературе по психоанализу мы находим такие слова, как <тень>,
<анима>, <анимус>, <архетип>, <типология >. Для Юнга раскрытие
смысла этих слов, их значения было непростой задачей, требовавшей не
только интеллектуальных усилий, но и мучительного прочувствования .
Если терапевт говорит с пациентом профессиональным я зыком или
использует жаргон, от этого мало пользы. Чтобы поня ть смысл этих
слов, пациенту требуется <прочувствовать> их, открыть для себя их
значение и поня ть, какое отношение они имеют к его жизни.
Использование аналитиком профессионального я зыка блокирует этот
процесс открытия ; говоря о психике на своем жаргоне, терапевт
отказывает пациенту
|
|