|
прав, противя сь
интерпретации аналитика, скорее это служит верным показателем того, что
что-то <не срабатывает>. Либо пациент еще не достиг стадии понимания , либо
интерпретация неверна>. (Юнг, 1964, стр. 61).
Давая пациенту возможность идти своим путем, для себя терапевт
чаще всего будет встречать дорожный знак <СТОП>. Терапевт обя зан
осознавать, что прерывая пациента, он тем самым существенно
задерживает пациента на его пути. В некоторых случая х прерывать
пациента надо, но я имею в виду те случаи, когда аналитик прерывает
пациента, не получив от него ответа на поставленный вопрос. А может
быть, желание уклониться от ответа . это и есть ответ на вопрос?
Уклонение преследует какую-то цель, и это не следует игнорировать.
Принимая защитные механизмы
Одна из серьезных ошибок, часто допускаемых терапевтами,
заключается в том, что они хотя т, чтобы пациент освободился от
действия всех защитных механизмов. Я же призываю полагаться на эти
защитные механизмы и к любовному отношению к ним. На мой взгля д,
они исключительно ценны, хотя и могут проя вля ться с разной
интенсивностью. Я помогаю пациенту изучить его защитные механизмы
не для того, чтобы тот избавился от них, а наоборот . чтобы восхитился
ими, соприкоснулся с ними, довел их до совершенства, лучше поня л их
действие и стал помогать им. По мере развития терапевтического
процесса, пациент выходит за рамки одного защитного механизма и
соприкасается с другим, причем старые защитные механизмы
<помещаются в сосуд души> и находя тся в постоя нной готовности для
использования в случае необходимости, всегда доступные для
<обращения > к ним. В какой-то момент у пациента пропадает
необходимость <обращаться > к старому защитному механизму или
<шлифовать> его. Таким образом, он учится обращению со своими
защитными механизмами, и это знание становится его лучшим учителем
и другом при столкновении с другими проя вления ми бессознательного.
В одном из моих семинаров участвовал свя щенник, недавно
прошедший посвя щение в сан и получивший временное назначение в
сельскую общину. Незадолго до его приезда умерла одна из старейших
жительниц этой общины. Хотя свя щенник абсолютно не знал эту
женщину, его тут же позвали в дом умершей. Он отправился туда,
искренне сожалея о столь несвоевременном происшествии. В доме
умершей женщины он прочитал несколько молитв вместе с
собравшимися старожилами общины. После этого наступило тя гостное
молчание. Что он мог сказать еще, не зная никого из окружающих, какие
слова утешения мог бы он найти для этих людей? Как установить с ними
взаимопонимание? Свя щенник думал о том, что, если бы эти люди были
ему знакомы, ему было бы легче найти слова утешения . Он был в
полной растеря нности и страстно желал оказаться где-нибудь подальше
отсюда, но вокруг стоя ли люди в ожидании его слов, наполненных
смыслом.
Я задал свя щеннику вопрос, чего ему больше всего хотелось
сделать в этой ситуации. Он ответил: убежать. Почему у него возникло
это желание? Вероя тнее всего, потому, что ему нечем было ответить
скорбя щим. Но ответов ли они ждали от него? Терапевт должен
постараться определить, какие вопросы стоя т перед <беглецом>, какая
информация ему необходима. Если бы только этот свя щенник знал о
заслугах умершей женщины перед общиной, он мог бы сказать слова
похвалы об усопшей, о том, скольким людя м она помогла. Знай он о том,
сколько добрых дел она совершила, его речь была бы более искренней.
Если бы только он знал о том, сколько любви несла в себе эта женщина,
о том, что она была душой общины, и что мир стал хоть немного лучше
благодаря ей... Если бы только <беглец> знал... Я сказал свя щеннику,
что надо сделать <беглеца> своим союзником.
Я бы предпочел, чтобы свя щенник откровенно признался в своих
чувствах: <Я молод, я абсолютно новый человек в вашей общине и не
знаю, что мне сказать. Мне хочется утешить вас, но я совсем не знал эту
женщину. Расскажите мне о том, что она сделала для вашего городка,
как помогала вам при жизни, как поспособствовала развитию общины, и
сколько времени вы были вместе . ведь я ничего этого не знаю, я могу
только догадываться о том, каким она была человеком>.
Люди, наверня ка, откликнулись бы на такое обращение к ним и,
поскольку они получили бы возможность все вместе разделить горе
утраты, то мог бы начаться целительный процесс. Таким образом,
<беглец>, тая щийся в душе, выполнил бы свою миссию, став из
противника свя щенника его другом.
Осторожное продвижение, а не натиск
Мне доводилось наблюдать случаи, когда терапевт оказывал
давление на пациента, желая , чтобы тот о
|
|