Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 сня ет эту точку зрения .
На этом рисунке газонокосилка я вно может наехать на женщину.
Рисунок сделал человек, толкающий газонокосилку. Женщина.это его
жена; она пропалывает лужайку. Пока мы с автором обсуждали общую
композицию рисунка, я попытался уловить отношение этого человека к
его жене. Я старался представить, какие чувства он испытывает к ней, и
почему между собой и женой он нарисовал газонокосилку. Также я
пытался поня ть, отчего у него могло возникнуть желание переехать жену
косилкой. Я размышля л над этим; меня насторожило то, что этот
рисунок рассказывал мне, но я не стал делиться с автором всеми своими
догадками. Сначала я отмечаю, какие мысли изображение вызывает у
меня , но при этом я стараюсь не забывать о том, что рисунок может
иметь значение отличное от того, которое я склонен ему приписывать.
Терапевту необя зательно делиться с пациентом всеми своими
соображения ми. Желание высказаться обо всем увиденном
проистекает, возможно, из потребности пророчествовать, быть
предсказателем чужих судеб. Мне доводилось видеть обучающихся ,
которые, проанализировав для себя рисунок, начинали бомбардировать
пациента вопросами с активностью матадора, атакующего быка. А как
же пациент? Готов ли он восприня ть все эти вопросы? Теперь вернемся к
человеку с газонокосилкой. Возможно, он ищет встречи с терапевтом
потому, что у него всего несколько недель назад умерла жена, а
терапевту об этом ничего не известно. Было бы я вно неуместно сразу
задавать вопрос, а почему вдруг этому человеку захотелось переехать
женщину газонокосилкой.

Рис. 87
Живой человек, а не машина
Мудрый терапевт помнит о том, что пациент приходит к нему, чтобы
лучше поня ть свои проблемы и определить, как с ними жить и
справля ться приемлемым для себя образом. Если бы перед нами,
советниками, стоя ла задача только рассказать пациенту о его
проблемах и описать возможные способы их преодоления , мы могли бы
просто составить справочное пособие, озаглавленное <Рецепты
советника: как жить>. Оно могло бы стать простым средством, но, к
сожалению, это абсолютно нереально. Когда дело касается
терапевтического подхода к живым людя м, <готовые рецепты> не
помогают. Говоря словами Карла Г. Юнга, <отсутствие в практической
психологии универсальных действенных рецептов и правил способно
вызвать чувство отчая ния . Существуют только конкретные случаи с
исключительно разнообразными потребностя ми и нуждами, настолько
различными, что мы никогда не знаем наперед, как будут развиваться
события в этом конкретном случае, а посему врачу лучше всего
отказаться от всех предвзя тых мнений. Это не означает, что он должен
выбросить свои теории за борт, это означает лишь то, что в каждом данном
случае он должен использовать их лишь как гипотезы для возможного
объя снения >. (Юнг, 1966, CW, стр. 71).
На всем протя жении определения проблем и поиска их решения
пациент должен усвоить определенный объем информации. Терапевт
надеется , что в один прекрасный день пациент сможет обходиться без
его помощи, сталкивая сь с новыми проблемами и дилеммами, будучи в
состоя нии лучше анализировать их и справля ться с ними, используя
навыки и сведения , переданные ему терапевтом. Приобретая новый
опыт и применя я его в ходе терапевтических сеансов, он учится
противостоя ть предстоя щим проблемам. Таким образом, очень важно
постоя нно помнить, что разрешение существующих проблем . это только
часть, причем не самая главная часть лечебного средства. Главное
заключается в оказании помощи другому человеку в поиске метода, его
личного подхода к проблеме и поиску ее решения . сейчас и в будущем.
Путь пациента
Анализируя рисунки, терапевт представля ет себе их возможное
содержание и использует полученные сведения для формулирования
вопросов к пациенту. Теперь возникает необходимость проделать тот же
путь, каким движется пациент. Терапевт может до поры <придержать>
свои соображения и вопросы, поскольку время высказывать их может
наступить лишь в ходе последующих сеансов. Я помню множество
случаев в своей работе с пациентами, когда у меня возникали мысли,
вопросы, озарения , относя щиеся к разбираемой проблеме, но пациента
вдруг уводило в сторону и лишь на следующем сеансе, а то и через
несколько сеансов возвращался к этому вопросу, что позволя ло мне
сказать: <Это напоминает мне о рисунке, который Вы сделали в прошлом
меся це. Не могли бы Вы рассказать об этом побольше?> или <Что это
означает для Вас в теперешней жизни? А что это значило для Вас
тогда?>.
<Следует неустанно повторя ть себе, что в терапии намного важнее
понимание чего-либо пациентом, чем удовлетворение теоретических ожиданий
терапевта. Совсем не обя зательно, что пациент н
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-