Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
прозрение наполнило их радостью.

Рис. 85

Рис. 86

Глава V. Советы и предостережения
Если в начале мы испытываем уверенность, то в конце нас ждут сомнения ; но если 
мы
испытываем сомнения в начале и проя вля ем терпение, разрешая их, то в 
результате мы
приобретаем уверенность.
Бэкон

За те годы, что я занимаюсь обучением интерпретации рисунков и
их практическим анализом, я отметил существование одной проблемы, с
которой постоя нно сталкиваются начинающие аналитики, желающие
овладеть данной терапевтической методикой. Обучающийся становится
пленником рисунка, попадает под его влия ние, концентрирует внимание
на одном аспекте и теря ет способность увидеть весь рисунок целиком.
Причина в том, что что-то в рисунке воздействует на незащищенную часть
личности обучающегося , и в действие вступают его собственные
неразрешенные психологические проблемы. Такими <уя звимыми
местами> я вля ются наши комплексы, и нам постоя нно следует помнить,
что легко и совершенно непреднамеренно осуществля ется
проецирование этих частей нашей личности на других. Начинающий
аналитик должен не забывать об этой опасности и соблюдать
осторожность, не давая свободы своему внутреннему <я >, чтобы
истинное содержание рисунка виделось ему незамутненным.
Для того чтобы терапевт мог эффективно помочь пациенту
разобраться с символическим я зыком бессознательного, он, прежде
всего, должен загля нуть в <чулан> своего собственного бессознательного
и ознакомиться с его содержимым. Внутри каждого из нас живут разные
<личности>. Внутри каждого из нас живут кормя щая мать, защитник-отец,
игривый ребенок, счастливый человек, грустный человек, бродя га и
домосед. Я мог бы продолжать этот перечень до бесконечности, но нам
легче представить всех тех, кто живет внутри нас, просто посмотрев на
разные типы людей вокруг нас. Как в каждом из нас есть частичка
окружающих, так и мы присутствуем во множестве людей. <Те, кто
внутри> . это <личности>, к которым нам следует обращаться за
информацией, особенно в тех случая х, когда рисунок чем-то
приковывает нас к себе.
В качестве поя снения приведу пример: на одном из моих семинаров
присутствовала женщина, профессиональный терапевт, желавшая
научиться использовать рисунки в ее работе. Она занималась вместе с
группой, но кроме отражения сексуальных проблем она ничего больше в
рисунках не видела. Мы обсуждали это в личной беседе, и я продолжал
недоумевать, кто же <внутри> этой женщины мог быть так зациклен на
сексуальных проблемах. Посредством вопросов, мы постепенно
вернулись ко времени ее полового созревания . Как оказалось, в те годы
у нее были инцестные отношения с отцом и братом, которые
продолжались в течение четырех лет. Несколько дней мы посвя тили
распутыванию этого клубка, разбирая сь в мысля х и чувствах девушки в
пубертатном возрасте. Эта девушка-подросток и была той <личностью>,
таившейся в профессиональном терапевте, которая в рисунках не
видела ничего кроме их сексуальной стороны. Взя в в союзники доселе
скрывавшуюся в ней <личность>, которая в итоге способствовала ее
личностному росту, эта женщина-терапевт справилась со своей
проблемой и научилась расшифровывать в рисунках их настоя щее
содержание.
В поисках <дорожных указателей>
На протя жении всего терапевтического процесса следует
обращаться к таким <дорожным указателя м>, указывающим путь
интерпретации рисунка. Гля дя на них, не стоит забывать и о качестве
дороги. То есть, если знак предписывает скорость в сорок миль в час на
повороте, а зимний день ненастен, и дорога покрыта коварным льдом,
водитель обя зан передвигаться со скоростью даже ниже той, что
обозначена на знаке. Дорожные указатели только направля ют, но
хороший терапевт принимает во внимание также и <погодные условия >
пациента. Можно руководствоваться знаками, которые содержит рисунок,
но при этом нельзя забывать об уникальности конкретной личности.
Это достойно удивления , но мне доводилось видеть таких
обучающихся , которые, намеревая сь использовать рисунки как
терапевтическое средство, иногда забывали, что имеют дело с живым
человеком, у которого есть чувства и разум. Нужно помнить, что рисунки
. это средство работы с пациентом, представля ющим собой цельную
личность. Используя рисунки, мы переводим пациенту на я зык слов то,
что он выразил на бумаге. Занимая сь этим, легко скатиться в
когнитивное интерпретирование, не замечая чувства человека. Рис. 87
по
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-